ПИСЬМО ОДИННАДЦАТОЕ
Сопоставление двух дат: 14 июля 1789 года -- взятие Бастилии, 14 июля 1839 года -- свадьба внука господина де Богате.-- Дворцовая церковь.-- Первое впечатление от облика императора. -- Следствия деспотизма для деспота. -- Портрет императора Николая. -- Выражение его лииа. -- Императрица. -- Ее болезненный вид. -- Всеобщее рабство. -- Императрица не имеет права быть болшой. -- Опасность, которой чреваты для русских подданных путешествия. -- Подступы к дворцу. -- Смешное происшествие. -- Императорская церковь. -- Великолепие церемоний и нарядов.-- Появление императорской фамилии.-- Ошибки против тикета исправляются: кем? -- Господин Пален держит венец над головой жениха. -- Отступление. -- Волнение императрицы.-- Ханжество, царящее в современном языке.-- Отчего то происходит?-- Музыка в придворной церкви.-- Старинные греческие песнопения, обработанные некогда итальянскими композиторами.-- Чудесное действие этой музыки.-- Те Deum.-- Архиепископ. -- Император целует ему руку. -- Невозмутимость герцога Лейхтенбергского. -- Его обманчивый вид. -- Ложное положение. -- Воспоминание из эпохи Террора. -- Талисман господина де Богарне.-- Нынче им владею я.-- Русские не знают, что такое толпа.-- Громадность городских площадей. -- В стране бескрайних просторов все кажется маленьким, -- Колонна Александра. -- Адмиралтейство. -- Церковь Святого Исаака. -- Площадь, огромная, как равнина. -- Русским недостает художественного чутья. -- Какая архитектура была бы уместна в их стране и при их климате.-- Восточный гений реет над Россией.-- Гранит не выдерживает петербургских зим. -- Триумфальная колесница. -- Надругательство над античным искусством.-- Русские архитекторы.-- Деспотизм не притязает на победу над природой. -- Гроза, разразившаяся во время бракосочетания. -- Император. -- Меняющееся выражение его лица.-- Особенности того лица.-- Что означает по-гречески слово "актер".-- Император никогда не выходит из роли. -- Внушаемая им привязанность. -- Русский двор. -- Император достоин жалости. -- Его беспокойная жизнь. -- Жшнь sma губит императрицу. -- Влияние ятого пустопорожнего времяпрепровождения на воспитание царских детей.-- Меня представляют.-- Оттенки вежливости.-- Слова императора.-- Звук его голоса.-- Императрица. -- Ее приветливость. -- Ее речи. -- Придворное празднество. -- Изумление, с которым придворные вошли во дворец, впервые открытый после пожара.-- Влияние атмосферы, царящей при дворе.-- Царедворцы на всех ступенях общественной лестницы.-- Танцы при дворе.-- Полонез.-- Большая галерея.-- Положительные умы восхищаются деспотизмом.-- Условия, какие обязано выполнять каждое правительство.-- Франция не похожа на свое правительство.-- Удовольствие не является целью существования.-- Еще одна галерея.-- Ужин.-- Киргизский хан.-- Грузинская царица.-- Ее лицо.-- Смешное несчастье.-- Внешность не так обманчива, как кажется. -- Русский придворный наряд. -- Национальный головной убор. -- Женевец за императорским столам. -- Любезность монарха. -- Маленький столик. -- Невозмутимость и хладнокровие швейцарца. -- Вид из окна на заходящее солнце. -- Новое чудо: северные ночи.-- Их описание.-- Контраст города и дворца.-- Неожиданная встреча.-- Императрица. -- Новый взгляд на внутренний двор Зимнего дворца. -- Его заполнил онемевший от восторга народ. -- Обманчивая радость. -- Заговор против истины. -- Реплика госпожи де Сталь. -- Бескорыстные радости простонародья. -- Философия деспотизма.