Итак, чистые цвета можно рассматривать как специфические способы символического описания метаморфоз, возникающих в связи с превращениями и преобразованиями материй света. Отсюда ясно, что чистые цвета первичнее и важнее формы, которую они заполняют. Чистота цвета, основанная на отношении чистых тонов и актов света есть один из тех решающих моментов, который разделяет живописьи цветопись. Выделение живописной цветописи среди других видов живописи было результатом кропотливой работы и глубоких исследований природы живописи К.Малевичем. Стремлением выяснить свойства и функции чистого цвета возможно и была продиктована необходимость создания серии суперматических квадратов - черного, красного и белого. Соответственно этим трем цветовым признакам можно условно выделить три периода в развитии суперматизма: по числу квадатов — черного, красного и белого — церный период, цветной и белый. Сама по себе независимость цвета от формы может быть также охарактеризована как специфическая особенность цвета. То есть цвет может выражать определенное концептуальное содержание.
Концептуальное содержание «Черного квадрата» заключается прежде всего в том, чтобы вывести сознание зрителя в пространство иного измерения, к той единой супрематической плоскости и экономической и икономической. В этом пространстве иного измерения можно выделить три главных направления — супрематии, экономии и икономии. Супрематизм (от фанцузского supermatie — господство, превосходство) указывает на господство интуитивного чистого чувства, оперирующего с помощью чистого цвета и плоскостных геометрических форм при отображении внешнего мира. «Черный квадрат» - первый синтетический суперматический знак, являющийся символом этой суперматии, этого нового мышления. Экономизм в суперматизме объясняется стремлением одной плоскости передать силу статики или видимого динамического покоя. Сама по себе форма в суперматизме ввиду ее беспредметности ничего не изображает. Наоборот, она уничтожает вещи и обретает смысл как первоэлемент, всецело подчиненный экономическому началу, которое в символическом выражении есть «ноль форм», «черный квадрат».
На икономию указывает подпись Малевича, сделанная под репродукцией картины: «Последняя супрематическая плоскость не есть живописная, это есть цветные плоскостные построения и даже цвет ни при чем, а только состояние динамическое, выраженное в этом цвете. Живопись в этом цвете не существует». Другими словами, супрематическая плоскость, равно как и «черный квадрат», ее манифестирующий могут быть всецело выражены в двух аспектах, как видимое и невидимое, явленное и сокрытое, сложившееся в культуре и нетрадиционное, предельное и запредельное. В этом смысле в суперматизме соблюдается одно из основных требований, предъявляемых к иконе. Икона — это окно в небытие. Как пишет И.Дамаскин, в иконописи «всякий образ есть откровение и показание скрытого».
Опять-таки учитывая, что черное, опредмеченное и выраженное в виде «черного квадрата», неразрывно связанно с белым фоном и без него проявление цвета всегда остается неполным и тусклым. Отсюда выясняется и другая, не менее существенная формула «черного квадрата» как символа: «Черный квадрат» есть выражение единства противоположных цветов. В этой наиболее обобщенной формуле черное и белое могут быть выражены как свет и и несвет, как два атрибута Абсолюта, существующие и нераздельно, и неслиянно. То есть они существуют как одно, одно благодаря которому одно на другом. В этой структуре двуединства белое и черное описывают два измерения одного утверждают тождественности части и целого, отдельной сущности и Абсолюта. В этом случае концептуальное содержание «Черного квадрата» не исчерпывается ни цветом, ни формой. Это созерцание есть некоторая новая совокупность суперматических представлений К.Малевича, выходящая за «орбиту» цвета, искусства, культуры, живописи, эстетики. Иначе говоря, «черный квадрат» - это новый знак. В суперматизме он играет такую же выдающуюся роль, как и знаменитый знак постоянства скорости света «С», введенный Энштейном в теорию относительности.
Таким образом, можно выделить целый ряд представлений и образов, связанных с «Черным квадратом» Малевича. Во-первых, существует «химический», если так можно сказать, «черный квадрат», соответствующий черное и белое краске на поверхности холста. Он связан с понятием химического цвета по терминологии Гете. Существует и другой «черный квадрат», соответствующий понятию чистого черного цвета. Он генерируется в чистой физической среде и благодаря ей нисколько не относиться к материи, чуждой черному цвету и соответствующим актам цвета. Этот «черный квадрат» связан с понятием физического цвета. Третий образ существует в закодированном виде как знак в световом потоке. Перекодируясь в сетчатке глаза, он служит непосредственной причиной образования четвертого зрительного образа в глазу. Пятый идеальный образ образуется в мозгу путем биохимического преобразования зрительной информации. Шестой образ существует во внутреннем видении и определяется согласно положению: «Твое созерцание стоит того, что есть ты». Истинный образ «черного квадрата», то есть такой, каков он есть, а не такой, каким его хочет видеть субъект существует как идеал, как идеальный символ и новый знак.
Выражаясь словами Гете, можно сказать, что «Черный квадрат» Малевича и связанная с ним концепция чистого цвета заслуживают благодарности «за попытку проследить явления до их первоисточника, до того момента, где они просто являются и существуют и где они не поддаются больше никакому объяснению».