Жозе Мануэль Пинту Мильязеш
Сага о португальцах в России: Антониу Виейра
От Антониу Мануэля Луиша Виейра (António Manuel Luís Vieira), известному в России как Антон Мануилович Девиер или Дивьеръ , пошла династия, которая оставила значительный след в истории этой страны. Доказательством этому стал тот факт, что его имя и его потомков фигурирует в различных книгах по генеалогии, биографических словарях и энциклопедиях.
Однако многие эпизоды его жизни продолжают оставаться неизвестными. Например, какова точная дата рождения Антониу Виейра. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона указывает датой его рождения 1682 год, тогда как историки Александр Николаевич Акиньшин и Татьяна Николаевна Литвинова говорят о 1673. Наиболее вероятная дата, видимо, первая, поскольку в 1697, когда произошла первая встреча между португальцем еврейского происхождения и царем Петром I, Виейра, как мы увидим в дальнейшем, был еще совсем ребенком.
Что касается места его рождения, то в одном португальском источнике удалось найти сведения, но только лишь о провинции - где он родился – Миньу (Minho).
Тем не менее, в книге «Род Меншиковых в Истории России» авторы утверждают, что «Антониу Виейра ведет свое происхождение от старинного испанского рода Йехаила бен-Додас де Виейра(Iehaiil ben-Dodas de Vieira) и дочери португальского оружейного мастера, еврея, Ариэля сына Саула бен Давида (Saul ben David)».
Также не решен спор, в какой стране португальский еврей встретился впервые с Петром I. Нет сомнений, что встреча произошла в 1697, во время путешествия российского царя по разным странам Европы. Причем, российская историография едина в мнении, что такой страной является Голландия, а аббат Томаш да Силва (Tomás da Silva), познакомившийся с Виейрой в ходе своего визита в Россию, утверждает, что это была Англия.
Одно ясно, что Антониу Виейра прибыл в Россию и начал свою великолепную карьеру. 27 мая 1718 португалец стал генералом и назначен первым генерал-полицмейстером в новую столицу России, которую построил Петр на побережье Балтики. В указе о назначении царь обосновал создание этой должности необходимостью «наладить порядок» и «того, чтобы никто не имел оправдания в том, что он не знает закона».