М.Демидов
Этика Достоевского
По материалам: http://zhurnal.lib.ru/d/demidov_m/etika … kogo.shtml
Тема подлинного и мнимого прогресса была одной из центральных в творчестве Ф.М.Достоевского.
Русские люди вроде Мити Карамазова были в русской действительности, но идеалом русского человека для Достоевского был Пушкин. Об этом он твердо и ясно заявил в своей речи о Пушкине. Для Достоевского русский человек прежде всего - человек, для которого родна и близка вся европейская культура. Следовательно, русский для Достоевского - человек высокого интеллекта, высоких духовных запросов, приемлющий все европейские культуры, всю историю Европы и вовсе внутренне не противоречивый и не такой же загадочный.
Если для Достоевского идеалом русского был гений, и при этом такой гений, как Пушкин, так ведь это и понятно: самое ценное в народе - в его вершинах.
В "законных" Карамазовых смешаны разные черты: и хорошие, и плохие. А вот в Смердякове нет хороших черт. Есть только одна черта - черта черта. Он сливается с чертом. Они друг друга подменяют в кошмарах Ивана. А черт у каждого народа не то, что для народа характерно или типично, а как раз то, от чего народ отталкивается, открещивается, не признает. Смердяков не тип, а антипод русского.
Поэтому, когда перед Достоевским встает вопрос о возможных основаниях этики как внутренней установке человека, он отрицает и рационалистическую этику типа "разумного эгоизма" и натуралистическую, выводимую из потребностей человеческого организма. И если принять во внимание его критику "среды" в качестве формообразующего фактора этики, то нужно сделать вывод, что и социологически обоснованная этика для него также неприемлема.
Нет большой литературы без определившейся руководящей идеи; истинная литература должна быть литературой дела.
Достоевский - критик - убежденный сторонник и страстный проповедник реализма, одержимый "тоской по текущему": "Берите то, что дает сама жизнь. Жизнь куда богаче всех наших выдумок! Никакое изображение не придумает вам того, что дает иногда самая обыкновенная, заурядная жизнь, уважайте жизнь!".
"Реализм есть ум толпы, - большинства, не видящий далее носу, но хитрый и проницательный, совершенно достаточный для настоящей минуты".
Идея реализма в высшем смысле:
- изображение всех глубин души человеческой, то есть не только процессов и явлений реальной, исторической действительности, но и действительности сознания, чувств, мыслей, настроений, идейных, нравственных, духовных борений, подспудных явлений и процессов, творящихся в глубинных недрах личности и общества. Реализм в высшем смысле предполагает не уход от реальной действительности, но как раз расширение и углубление взгляда на нее, проникновение в ее внутренние взаимосвязи и законы "оком духовным".
Стремление увидеть, угадать в фактах текущей действительности и "борения тысячелетий", и "будущие итоги настоящих событий", понять современность и человека в ней как звено единой цепи времен и поколений подводит художника-реалиста к необходимости вступать в сферу "фантастического", в область "предведений и предчувствий" (Салтыков-Щедрин). Достоевский - критик немало сделал для разработки проблемы фантастического в реализме. На примерах творчества Э. По, Гофмана, Гоголя, Пушкина и своего собственного он рассмотрел формы и способы введения фантастических образов и приемов в реалистическое повествование. Фантастический и пророческий реализм.
Мысль Достоевского о том, что русская классическая литература, созданная главным образом писателями из дворян, по существу, уже сказала все, что имела сказать, - была исторически, безусловно, прозорлива. Как и мысль о необходимости нового слова, а стало быть, нового периода развития литературы. Его надежды "опять на народные силы". Но "народ безмолвствует... у него еще нет голоса", а потому и может наступить промежуточный или межумочный период литературы, говорит Достоевский, когда "явится пресса, а не литература". Но "погодите, начнет жить народ", он обретет свой голос. Правда - и это прекрасно понимает Достоевский, - "для этого нужны условия", но - "когда народ твердо станет... он проявит своего Пушкина".
Идея необходимости и возможности нового этапа развития литературы - литературы эпохи "возрождения в народности" - одна из основных идей Достоевского - критика.
Достоевский - критик предвидел все возрастающую и даже, в известном смысле, решающую всемирно-историческую роль русской литературы в борьбе за будущие судьбы всего человечества.
Достоевский - критик - это тип критика - мыслителя и поэта, на материале художественного творчества созидающего мысль о человеке и мире, а через эту мысль - человека и мир [Юрий Селезнев, 34, с. 45-46]
Продолжение