Виктория Федотова
14 МАРТА 2015
РПЦ предлагает отказаться от ссудного процента
Мы привыкли, что в современном мире многое упирается в деньги. На дворе эпоха победившего капитализма со всеми вытекающими. В цене - материальные блага, духовные ушли на дальний план. Люди превратились в вампиров, только вместо жажды крови они желают путешествовать, покупать айфоны, сидеть не на кухне, а в ресторанах и одеваться в бренды. Реклама внушила, что "мы этого достойны"; верить в свою исключительность не составляет труда.
На утоление этой жажды нужны деньги. Поэтому работа должна быть не какая-нибудь, а хорошо оплачиваемая, и не важно, есть у тебя опыт работы или ты вчерашний выпускник. Денег много не бывает, поэтому сегодня редко у кого нет кредита. В кредит берут все - от мелочи до недвижимости, превращаясь в рабов. И такой радостный самообман только дурак назовет прогрессом. Однако Запад продолжает навязывать свою систему ценностей, зная, с какими ошибками могут столкнуться "подопечные".
Вернее всего об этом сказал Чак Паланик в книге "Бойцовский клуб": "Мы — поколение сильнейших и умнейших людей, которые когда-либо жили. С потенциалом, который растрачивается впустую. Целое поколение работников бензоколонок, официантов — рабов в белых воротничках. Реклама заставляет нас покупать тачки и тряпки. Мы вкалываем на ненавистных работах, чтобы купить ненужное нам д***мо. Мы — пасынки истории. Ни цели, ни места. На нашу долю не выпало ни великой войны, ни великой депрессии. Наша великая война - духовная. Наша великая депрессия — наше существование. Нам внушали по телевизору, что однажды мы станем миллионерами, кино- и рок-спорт-звездами, но нам это не светит. Постепенно до нас это доходит и бесит, страшно бесит."
В начале был процент
Все помнят, что спровоцировало мировой кризис в 2008 году? Ипотечные кредиты США (а точнее, участившиеся просрочки по выплатам) спровоцировали отчуждения банками заложенного недвижимого имущества, а также вызвали падение цен на ценные бумаги. А всего за два года до этого за океаном был бум "доступной" недвижимости: процентная ставка - 5%, возможность легко продать имущество, маркетинговые бонусы - все это толкало купить пресловутую "American dream". Заемщики забыли главное, фундаментальное правило: банк никогда не будет работать себе в убыток или за небольшие деньги. Американцы купились на трюки своих маркетологов, а "плоды" пожал весь мир. На Западе привыкли к эгоцентрической системе ценностей и внушают ее остальным. Так легче продать большее количество товара. Так легче внушить мифическую идею "счастье за углом". Легче привязать человека и сделать зависимым, лишив свободной воли.
И пусть нынешний кризис в России имеет совершенно другие корни, чем 7 лет назад, но, как ни крути, из него надо выходить как из любого другого. Свой способ предложили представители Русской Православной Церкви. В нескольких регионах России, где власти известны своей помощью РПЦ, могут в тестовом режиме создать православную финансовую систему и православный банк. С подобной инициативой обратился глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин к губернаторам Белгородской, Кемеровской и Псковской областей, Республики Марий Эл и Ставропольского края.
Победит вера в Бога, а не в золотого тельца
Давайте вспомним те времена, когда кредиты еще не были так развиты в России. Что делали жители деревни, если в результате пожара сгорал дом односельчанина? Строили всем миром, так же все вместе собирали одежду, утварь, деньги. Все вместе строили церкви, отливали купола на деньги, которые собирали годами. И никаких процентов и выгоды не было. Было понимание, что завтра с тобой могла произойти такая же беда, и тебя тоже выручат. Традиция жива и сейчас: миллионы рублей собираются россиянами на помощь детям и больным людям. Причем жертвуют деньги не столько спонсоры, которые будут использовать эту помощь как пиар, сколько меценаты, имена которых неизвестны. Именно в таком ключе мыслят в Русской Православной Церкви. И осуждают западное желание нажиться на ростовщичестве и воспринимают деньги не как способ обогащения, а как возможность помочь людям и государству.
"Система, основанная и действующая вразрез с христианскими запретами на занятие ростовщичеством, демонстрирует сегодня разрушительные, губительные тенденции. Это требует взращивания новых, более разумных и справедливых принципов и механизмов работы финансовой системы, основанных на традиционных общественных ценностях. Православные нормы жизни, применяемые и в деловой сфере, должны, наконец, решительно встать преградой на пути хаоса, разрушения и анархии" - сказано в сопроводительном письме инициаторов идеи православного банка.
Организаторы считают, что главными принципами православного банка станут «отсутствие ссудного процента», а вознаграждение от инвестиций в совместные проекты должны зависеть от доходности предприятия. При этом «запрещается деятельность, не направленная на создание реального общественного богатства, не создающая продукции (услуг), основанная на разнице цен и ином спекулятивном поведении», «исключаются вложения в сферы деятельности, не соответствующие этическим принципам (игорный бизнес, табак, развратные развлечения, наркотики и т.п.)». Управление банком, который будет работать с операциями финансового контроля и бюджетирования для предпринимателей, будет поручено независимой от акционеров команде специалистов. Команда будет работать основании доверенности. Сам банк заявлен как низкорисковый.
Другими словами, православный банк будет выдавать беспроцентные кредиты, а жить и развиваться за счет инвестиций в государственные и частные предприятия, институты, хозяйства. Те россияне, которые хотят вложить деньги, будут выступать инвесторами в тот проект, который выберут сами, а банк выступит гарантом. Капитал православного банка составит порядка 400 миллионов рублей. Помимо банка будут созданы инвестиционные фонды, которые поддержат российскую экономику. Инициатива подоспела вовремя. Более того, если для нас концепция беспроцентного кредита - экзотика, то на Ближнем Востоке она - норма, давно доказавшая свою жизнеспособность.
Суперуспешные исламские банки
Пока у западной финансовой модели глушит "двигатель" раз в несколько лет, развивается альтернативная финансовая модель - исламский банкинг. Он, безусловно, не такой доходный на краткосрочный период, но обходит западную систему в долгосрочном плане. Исламская система быстро развивается за счет естественного роста численности мусульманского населения, а также благодаря тому, что предлагает более надежные финансовые инструменты. Нормы ислама лежат в основе банковского дела и подчиняют его определенным правилам. Они запрещают брать проценты с банковских операций, связываться с сомнительными организациями и фирмами-однодневками. Поэтому в кризис 2008-2009 года Исламский Банк Развития (ИБР) практически не пострадал, да еще и привлек новых клиентов.
Исламские банкиры с прошлого года облизываются на российского потребителя. Оно и понятно: кризис затронул щупальцами санкций некоторые российские банки, а свято место пусто не бывает.
Вы удивитесь, но истоки исламского банкинга - в экономической и финансовой системе СССР - стране победившего атеизма. Именно на практику СССР опирался основоположник исламского банкинга, экономист Хасан аль-Банна. А раз Россия уже проходила этот этап, то логичнее создать что-то подобное у себя, учтя прошлые ошибки. Именно такую систему и предлагает Русская Православная Церковь. Так что идея не нова и не экзотична.
Не прибылью единой
Главное отличие религиозного банка от западной финансовой системы в том, что в для первого обогащение - не самоцель. Деньги - средство для помощи и развития (строительства, реформирования, модернизации), которые не оседают в чужих карманах, а работают на благо человека. Банк может развивать нашу новую платежную систему, стать еще одним ответом на санкции Запада и Европы. Церковь - мощный и надежный символ веры, основополагающего чувства миллионов россиян.
Безусловно, есть и критики подобной инициативы. Протодиакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев, известный многими критическими замечаниями в адрес РПЦ, считает, что Церковь не бизнес-контора: "Представьте себе обманутых или обиженных инвесторов или клиентов, которые пикетируют православный банк. Одной этой мысли достаточно, чтобы похоронить эту идею."
Бизнесмены пока не разделяют скепсис Кураева. Многие из них, как люди ценящие конкретику, сначала оценивают бизнес-план и риски, после чего уже выносят вердикт. В любом случае, идея запустить пилотный проект говорит об адекватном подходе к делу. Работать не наскоком, а постепенно. Церковь ценит проценты в виде росте числа прихожан, а не количестве резанной бумаги с водяными знаками. И пусть сейчас в России нет критической ситуации в банковском секторе, если она наступит, то альтернативные выходы из нее есть. При этом не будет нужды уже государству брать кредиты, оно может справится силами своих граждан.