Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » #ВОЕННЫЕ АРХИВЫ » Бронепоезд и современность.


Бронепоезд и современность.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Минобороны вернуло бронепоезда на вахту

Военное ведомство решило сохранить специальные поезда, которые могут пригодиться для защиты железных дорог и борьбы с террористами

Министр обороны России Сергей Шойгу решил отменить распоряжение своего предшественника Анатолия Сердюкова о ликвидации находящихся на вооружении армии четырех специальных бронированных поездов — «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон». Как утверждают в военном ведомстве, экипажи поездов готовы в любой момент выполнить задачи, которые перед ними поставит командование. В период контртеррористической операции на Северном Кавказе с 2002 по 2009 год военные создали целую группировку бронепоездов, которые были приписаны к Железнодорожным войскам. Однако после завершения активной фазы боевых действий в Чечне руководство Минобороны решило, что использование в современной армии специальных составов не нужно. На тот момент глава военного ведомства Анатолий Сердюков принял решение демонтировать с поездов вооружение, а подвижной состав отправить на консервацию.
По информации «Известий», сохранить в составе Железнодорожных войск Минобороны РФ специализированные бронированные поезда принял решение лично глава военного ведомства Сергей Шойгу. 
— Дело в том, что из-за неожиданной отставки Анатолия Сердюкова в конце 2012 года многие его приказы о реорганизации различных подразделений Минобороны оказались не исполнены, — поясняет собеседник «Известий», знакомый с ситуацией. По его словам, новой команде управленцев, пришедших вместе с Сергеем Шойгу в военное ведомство, потребовалось время, чтоб разобраться в «хозяйстве», которое досталось им от Анатолия Сердюкова и его помощников.
В Минобороны рассказывают, что после завершения ревизии Сергей Шойгу отменил распоряжения своего предшественника о сокращении военных учебных заведений, мобильных подразделений ВДВ и расформировании группировки бронепоездов Железнодорожных войск в Южном военном округе.
— В бытность главой МЧС РФ Шойгу, находясь на территории Чечни во время проведения контртеррористической операции, видел эти специальные поезда в работе и счел целесообразным их сохранение в составе Вооруженных сил, — отмечает собеседник «Известий» из военного ведомства.
Офицеры подчеркивают, что специальные поезда отлично зарекомендовали себя в Чечне, когда требовалась охрана составов со строительными, военными грузами или личным составов, чтоб избежать их подрыва боевиками. Кроме того, бронепоезда оказались незаменимы для прикрытия саперов, которые разминировали железнодорожное полотно. Когда подрывники находили фугас под рельсами, его, как правило, взрывали на безопасном для поезда расстоянии, а поврежденный участок меняли на новый. Ведь в состав каждого поезда входила и ремонтная бригада, солдаты которой в считаные часы могли восстановить участки разрушенного пути. 
— Возможно, мобильные и хорошо вооруженные бронированные поезда пригодятся и в будущем для выполнения специальных задач, — говорит собеседник «Известий» из Минобороны РФ.
Сейчас в Южном военном округе в соединениях Железнодорожных войск после ремонта и перевооружения находятся четыре современных спецпоезда: «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон». Данные составы были сформированы в начале 2000-х годов, когда на Северном Кавказе началась контртеррористическая операция, из нескольких бронепоездов, построенных еще в середине прошлого века. До 1980-х годов поезда несли службу на Дальнем Востоке, где охраняли мосты и железнодорожные перегоны на советско-китайской границе.

За основу новых специальных поездов специалисты взяли старые броневагоны, в башнях которых установили современное вооружение — автоматический гранатомет и крупнокалиберный пулемет. Как уверяют военные, при необходимости вооружение можно менять на более мощное, от дальнобойной артиллерийской установки до реактивной системы залпового огня. Броня вагонов защищает находящихся там бойцов от попадания 30-миллиметровых снарядов и пуль из автоматов и пулеметов. В центр состава между локомотивом и броневагоном установили платформу с танком, способным из своего орудия вести круговой обстрел. Кроме того, в состав входит специальный вагон, где находится оборудование, способное при помощи сильнейшего радиоэлектронного сигнала блокировать взрыв дистанционной бомбы, заложенной на железнодорожном пути.
По мнению военного эксперта, полковника в отставке Виктора Литовкина, бронепоезда еще рано ставить на запасной путь.
— Конечно, во время современной войны с силами НАТО бронированный поезд никакой оборонительной или наступательной функции не несет. Однако во время локальных конфликтов, таких как были на Северном Кавказе, бронированные поезда незаменимы, —утверждает Литовкин.
По словам эксперта, бронепоезд идеально подходит для уничтожения террористических и бандитских групп, которые действуют в районах железнодорожных путей, эвакуации раненых и проведения операций по разминированию. Кроме того, отмечает Литовкин, в вагонах специального поезда можно разместить и современные наступательные вооружения — дальнобойную гаубицу «Мста» или реактивную систему залпового огня «Торнадо».
Однако директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов уверен, что существование в современной армии военной техники времен Первой мировой войны является архаичным.
— Сейчас, в XXI веке, бронепоезд — это пережиток прошлого, который  в современной войне бесполезен, — считает он.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/589522#ixzz3lslQbFP2

0

2

12 июля 2019


История оружия: как Россия сделала лучшие бронепоезда в мире

Первыми бронепоезд использовали британцы в англо-бурской войне на рубеже XIX-XX веков. Новинку быстро оценили военные всего мира — она позволяла защищать коммуникации от засад и набегов. Не остались в стороне и в русской армии.


Боксерское восстание — пришлите еще!

Бронированные вагоны появились в русской армии еще в 1900 году, во время восстания ихэтуаней (местные повстанческие организации. Их членов называли туань («Отряды») и цюань («Кулаки») в Китае. Тогда русским, высадившимся в бурлящем Тянцзине, потребовалось средство для контроля над железной дорогой. Для этого они захватили состав и укрепили его вагоны — получился так называемый блиндированный поезд.

Обкатав эрзац, военные остались довольны — в Петербург потянулись донесения с просьбами «прислать такой же, но заводского производства. А еще лучше несколько». В столице идею одобрили, и через некоторое время прислали оперативно созданные комплекты для бронирования поездов. Но опоздали — война уже закончилась.

Следующим шагом стала Первая мировая — и тут отечественное «бронепоездостроение» развернулось широко. Правда, время и место было не лучшее — позиционный фронт Великой войны плохо подходил для использования такого оружия. Противник имел серьезнейшую сеть укреплений и наблюдательных постов, а также готовую к бою и заранее пристрелянную артиллерию.

Бронепоезд был, в первую очередь, маневренным средством, и в позиционной войне его ценность была невелика. Тем более что он зависел от рельсовых путей. Перебить их и загнать поезд в ловушку для противника, с концентрацией артиллерии времен Первой мировой, проблем не было.

Тем не менее бронепоездов построили достаточно, чтобы их стали активно использовать в следующей войне. И, воодушевившись результатами этого использования, строить еще и еще.
Гражданская война — триумф бронепоездов

Первая мировая плавно перетекла в гражданскую. Условия резко изменились — армия массово демобилизовывалась явочным порядком. Уровень производства упал. Страну охватил хаос — центр бурлил, окраины полыхали. Найти где-то нечто, хотя бы отдаленно напоминающее армию, было сложно — первое время война велась, фактически, отдельными отрядами, особенно со стороны красных. Причем уровень управления этими отрядами и их стойкость чаще всего оставляли желать лучшего.

Это резко поднимало ценность бронепоездов. При отсутствии незыблемой линии фронта в стране, славной огромными расстояниями, они зачастую оказывались оружием, решающим ход боя. Благо, могли воздействовать на плохо организованные отряды противника одним своим видом. А еще насыщенность артиллерией в гражданскую была низкая, и с бронепоездами было трудно бороться, даже когда пехота держалась крепко.

Порой доходило до, казалось, невероятного — например, психической атаки на бронепоезде. Она случилась 1 июля 1919 года под Белгородом. Белый бронепоезд «Офицер» попал в тяжелую ситуацию — против него стояло два бронепоезда красных. Боеприпасы подошли к концу, и командир «Офицера» отдал было приказ на отступление. Но тут удачно пущенный неприятельский снаряд перебил пути, и бронепоезд оказался в ловушке.

Вариантов было немного — плен, бегство или гибель. Но вместо этого бронепоезд двинулся на противника. Увидев это, красные стушевались — видимо, решили, что, раз белый так нагло себя ведет, значит имеет козырь в рукаве. И отступили, от греха подальше. Что дало возможность экипажу «Офицера» починить полотно и скрыться, пока не поздно.

https://st4.zr.ru/_ah/img/ST4xd89jOWlQhXIzlisfFQ=s800
Бронепоезд «Хунхуз» в Киеве, 1915 год (dsnews.ua)

Бронепоезда, как и многое другое, часто меняли в гражданскую своих хозяев. Самый знаменитый пример — «Орлик». Начав, как обычный бронепоезд серии «Хунхуз», он застал начало гражданской в одном из киевских депо. Там он попал в руки Центральной рады, после чего обзавелся показательным названием «Слава Украiни». Затем перешел к Скоропадскому и Петлюре, но в январе 1918-го был захвачен красными.

Те довольно успешно воевали на нем, пока не отправились в Симбирск, где попытались подавить восстание Чехословацкого легиона. Получилось не очень — в том числе и для бронепоезда, давно поменявшего название на «Свобода или смерть». Его «затрофеили» чехословаки, присвоившие поезду новое имя — «Орлик».

https://st2.zr.ru/_ah/img/kg1_BOQ-1XSPCU5eMex7CQ=s800
Бронепоезд «Орлик» ощетинился пулеметами (strangernn.dreamwidth.org)

К сентябрю 1920-го Чехословацкий легион отбыл из России через порт Владивосток. Какое-то время поезд числился на балансе Дальневосточной республики, но после переворота в мае 1921 года достался белым. Те еще какое-то время «потрепыхались», но в итоге потерпели поражение и эвакуировались из страны. Состав, чтобы не достался красным, отогнали в Маньчжурию. Что с ним было дальше, сказать сложно, но его могли захватить и японцы, вторгшиеся в регион десятью годами позднее.

Великая Отечественная — битва за выживание

Победившая в Гражданской войне сторона помнила пользу от бронепоездов и активно вкладывалась в их развитие. Средства были, конечно, несопоставимы с тем, что вливалось в авиацию или танкостроение. Но к началу Великой Отечественной бронепоезда РККА были лучшими в мире. Те же немцы, например, с бронепоездами ощутимо отставали, так как помнили Первую мировую, а не гражданскую — а там бронированные составы показали себя «не очень». Позже, когда произойдет активизация партизанского движения, немцам придется «догонять» и строить свои бронепоезда.

А в июне 1941 года выяснились две вещи. Во-первых, эффективность бронепоездов никак не могла сравниться с таковой в годы Гражданской — этого, правда, никто и не ждал. Во-вторых, она оказалась заметно больше, чем в ту же Первую мировую.

https://st4.zr.ru/_ah/img/HKe8_oLtU98LQs3goX5zdA=s800
Советский бронепоезд у станции Люблино, январь 1942 года (waralbum.ru)

https://st2.zr.ru/_ah/img/RCpg3Fa3Ff9vvCQ7_BNIjg=s800
Зенитное орудие бронепоезда «Железняков», Крым, весна 1942 года (waralbum.ru)

Война стала маневренной, и в 1941 году РККА отступала. А бронепоезд в условиях Второй мировой лучше всего работает в отступлении. Мог бы помогать и в наступлении, но обычно отходящая сторона разрушает за собой пути. А так мобильная бронированная платформа была всегда кстати. Бронепоезда прикрывали отступающие части, после чего оперативно отходили сами в последний момент. И так или до тех пор, пока РККА сама не перейдет в наступление, или бронепоезд не будет уничтожен артиллерией или авианалетом. Хотя последнее случалось не так часто, как могло бы в условиях тяжелейшей первой половины войны. За всю Великую Отечественную было потеряно 90 бронепоездов из 244-х — то есть заметно меньше половины.

Чеченская война — возвращение к началу

Несмотря на наступление атомной эры, русские бронепоезда вернулись. Их последним (на момент написания статьи) появлением стала война в Чечне. С самого ее начала встал вопрос засад и налетов — противник действовал сравнительно небольшими отрядами. Пользовался знанием местности, внезапно атаковал, отходил.

Самыми уязвимыми объектами для ударов были линии коммуникаций — минимум охраны и максимум возможностей для грабежа в случае успешного нападения. То есть во многом те же железные дороги. Русские вспомнили богатый опыт и принялись делать бронепоезда из того, что было.

https://st4.zr.ru/_ah/img/dL8aqW7WX21JVTRolll-jw=s800
Бронепоезд федеральных сил в Чечне (topwar.ru)

https://st3.zr.ru/_ah/img/T_Z4_WOTYi6KkmLEKpuSCw=s800
Бронепоезд «Байкал», 2010-е годы

Например, артиллерийские точки сделали из старых или неисправных танков, установленных на открытые платформы. Конструкция таких эрзац-бронепоездов уступала тому, что можно было изготовить на заводе, но охранять пути надо было здесь и сейчас. В условиях чеченских войн бронепоезда показали себя хорошо — благо, чем больше проходило времени, тем больше было модернизаций, и тем профессиональнее они выполнялись. Показательно, что некоторые бронепоезда (например, «Амур» или «Байкал») числятся в составе Вооруженных сил РФ до сих пор, активно участвуя в учениях.

Автор: Тимур Шерзад

0


Вы здесь » Россия - Запад » #ВОЕННЫЕ АРХИВЫ » Бронепоезд и современность.