Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » БИБЛИОТЕКА » ГОСУДАРСТВО ВАТИКАН: по страницам Православной энциклопедии.


ГОСУДАРСТВО ВАТИКАН: по страницам Православной энциклопедии.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Читаем ПРАВОСЛАВНУЮ ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

ВАТИКАН

[Государство-Город Ватикан; итал. Stato della Città del Vaticano], гос-во в пределах столицы Италии Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии). 
Границы гос-ва В. были определены Латеранскими соглашениями, заключенными между Папским престолом и Италией 11 февр. 1929 г.

Территория, население, государственная символика

В. расположен в зап. части Рима, на Ватиканском холме (Монте-Ватикано), на правом берегу р. Тибр. Территория (в пределах стен) составляет 0,44 кв. км, из к-рых 0,26 заняты постройками; максимальная длина - 1045 м, ширина - 850 м. Центром В. является базилика св. Петра (см. ст. Петра апостола базилика в Ватикане).

Папский престол в В. признан независимым субъектом международного права. Управление гос-вом В. регулируется особыми законами В.
Юридическая организация гос-ва была определена в 6 основных законах, принятых 7 июня 1929 г. и опубликованных 8 июня в офиц. бюллетене В. «Acta Apostolicae Sedis».
С 22 февр. 2001 г. вступил в силу новый Основной закон (конституция) В. (La nuova legge fondamentale dello Stato della Città del Vaticano).

Главой гос-ва является папа Римский (art. 1. 1), к-рый обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти (с 16 окт. 1978 - Иоанн Павел II).
Офиц. языки - итал. и лат. В. обладает атрибутами суверенного гос-ва: c 1949 г. имеет гимн (Marcia Pontificia, композитор Ш. Гуно); флаг и герб (ключи ап. Петра и папская тиара) (art. 20. 1). Гос-во В. печатает свои почтовые марки; чеканит медали и монеты (с 1 янв. 2002 В. присоединился к единой монетной системе Европейского союза).

В наст. время в В. проживает ок. 1 тыс. постоянных жителей, большинство из к-рых итальянцы; немногим более половины из них имеют гражданство В. Ватиканское гражданство основывается исключительно по критерию «постоянного проживания в Ватикане».
Гражданами В. считаются кардиналы, проживающие в В. или Риме; лица, постоянно проживающие в гос-ве В. в силу сана, должности или полномочий, в случае если данное проживание предписывается законом или должностным распоряжением либо разрешено папой и кардиналом-госсекретарем (если речь идет о сотруднике Папского суда); лица, получившие личное разрешение папы Римского на постоянное проживание в В. (помимо перечисленных выше причин) с предоставлением или сохранением гражданства.
Гражданство предоставляется также супругу, детям, братьям и сестрам, а также родителям гражданина В., в случае если они постоянно проживают с ним и получили разрешение на проживание в гос-ве В.
В случае утраты одного из перечисленных признаков следует немедленная утрата гражданства, к-рая может быть либо добровольной (по окончании срока должности или отказа от нее, а также по причине внезапного и окончательного прекращения проживания на территории В.), либо наложена законом (ope legis) в случае отстранения от должности или отмены разрешения на проживание, т. е. прекращения действия тех причин, в силу к-рых гражданство было предоставлено.
Ватиканское гражданство совместимо с уже имеющимся национальным гражданством, поэтому в отношении итальянцев, проживающих на территории В., действуют нормы Итальянской Республики, а в отношении иностранцев - законы страны их первоначального проживания (ст. 9 Латеранских соглашений).

История

Гос-во В. в его совр. виде появилось в 1929 г. как правопреемник существовавшего в ср. века и Новое время (756-1870) в центре Апеннинского п-ова Папского (Церковного) гос-ва (см. ст. Папская область).
После оккупации Папского гос-ва и включения его в состав Итальянского королевства (референдум 2 окт. 1870) светская власть папы была ликвидирована. В знак протеста Папа Пий IX объявил себя пленником в Ватиканском дворце.

Права папы были определены в одностороннем порядке итал. правительством в т. н. «законе о гарантиях» (13 мая 1871). Согласно этому документу, Италия признавала суверенность и личную неприкосновенность понтифика, за к-рым сохранялись все права, прерогативы и почести, оказываемые монарху.
Ему гарантировалась свобода осуществления духовной власти, свобода дипломатических контактов с любыми гос-вами; дипломатам, аккредитованным при папском дворе, обеспечивалась неприкосновенность.
В распоряжении папы оставался комплекс зданий в Риме (базилика св. Петра, Ватиканский и Латеранский дворцы), а также загородная резиденция Кастель-Гандольфо «со всеми принадлежащими и зависящими землями», гос-во обязывалось выплачивать папе ежегодную ренту.
Согласно 2-й части закона («Отношения между Церковью и государством»), итал. правительство сохраняло за собой право на различные формы гос. контроля над распределением церковных имуществ, а также над замещением различных церковных должностей (т. н. право «exequatur» и «placet»), однако окончательно вопрос о реорганизации и управлении собственностью католич. Церкви предполагалось решить позднее специальным законом.

Отказавшись признать новое гос-во и «закон о гарантиях», папа Пий IX 15 мая 1871 г. опубликовал энциклику «Ubi nos», в к-рой утверждал, что предоставленные ему гарантии недостаточны для «свободного осуществления власти, данной Римскому первосвященнику Богом, и для сохранения необходимой свободы Церкви». В том же месяце он опубликовал буллу «Non expedit», запрещавшую всем католикам участвовать в политической жизни нового итал. гос-ва.

Международное положение Римского престола также оказалось сложным. Антицерковное законодательство было принято во мн. гос-вах Европы и Лат. Америки. Так, в конституции Швейцарии 1874 г. были введены «статьи исключения», направленные против иезуитов и мон-рей.
В Базеле все католич. церкви были переданы старокатоликам (1873). В ряде гос-в Лат. Америки было провозглашено отделение Церкви от гос-ва (в Мексике в 1859, в Бразилии в 1891).
Сильное антиклерикальное движение развернулось во Франции, где в 1880 г. были закрыты школы иезуитов. Наиболее острую форму борьба с правами католич. Церкви получила в Германии. Провозглашенная герм. канцлером О. Бисмарком политика «Культуркампф» была направлена на укрепление центральной гос. власти путем ограничения влияния Римско-католической Церкви.
Серией законов, направленных против католич. духовенства, церковный контроль над школами был заменен гос., запрещены орден иезуитов и др. монашеские ордена, принят ряд адм. мер.
К духовным лицам, отказавшимся подчиниться новому законодательству, применялись репрессивные меры, во мн. герм. землях власти начали поддерживать старокатолич. Церковь.
Дипломатические отношения Германии с Папским престолом были разорваны.

При папе Льве XIII (1878-1903) положение Римского престола изменилось. Уменьшились противоречия со Швейцарией и большинством гос-в Лат. Америки, улучшились отношения с Испанией и Великобританией. В 1894 г. были восстановлены дипломатические отношения с Россией, разорванные в 1866 г.
В результате удачного посредничества Льва XIII в конфликте между Германией и Испанией по поводу Каролинских о-вов было почти полностью восстановлено положение католич. Церкви в Германии, что способствовало возобновлению дипломатических отношений (1888).
В ряде документов (и гл. обр. в энциклике «Rerum novarum») папой было сформулировано социальное учение католич. Церкви, что способствовало приспособлению католич. Церкви к новым реалиям, было положено начало созданию католич. рабочих орг-ций, профсоюзов и др. об-в, находившихся под контролем католич. Церкви.

Наиболее сложными оставались отношения с Италией. Желая подчеркнуть протест папы-предшественника и свое положение пленника, Лев XIII, совершая традиц. благословение в день своего избрания на Папский престол, отказался выйти на внешнюю лоджию базилики св. Петра.
Вместе с тем прочное положение единой Италии в целом не оставляло надежды на восстановление Папского гос-ва в прежнем его виде. Это стало очевидно со вступлением Италии в Тройственный союз (1882). В 1887 г. была сделана первая попытка мирного урегулирования т. н. римского вопроса.
Не отказываясь от идеи восстановления папского гос-ва и не уменьшая по сути требований о возвращении Папскому престолу захваченных территорий, папа Лев XIII высказал свое пожелание решения конфликта и, не отменив формально буллы «Non expedit», призвал католиков к укреплению и расширению деятельности католич. орг-ций.
Во время парламентских выборов 1895 г. правительством Ф. Криспи была впервые сделана попытка привлечь голоса католиков.

В 1904 г. в связи с предстоящими парламентскими выборами группа католич. деятелей обратилась к папе Пию Х с просьбой отменить буллу «Non expedit». Хотя булла и не была отменена, папа предоставил епископам право решать в каждом отдельном случае, нужно ли католикам участвовать в выборах.
Во время парламентских выборов 1913 г. глава «Итальянского католического избирательного союза» В. О. Джентилони заключил соглашение с главой либерального правительства Дж. Джолитти с целью препятствовать избранию в парламент социалистов.
В результате католики, выставившие своих кандидатов в 64 округах, получили в парламенте 29 мест.

Папа Пий Х провел адм. реформы в Римской курии, сократив с 37 до 19 число конгрегаций, создал Комиссию по подготовке Кодекса канонического права, к-рая вчерне написала проект Кодекса, состоящий из 2414 статей. В сфере международной политики папа продолжал ориентироваться на Германию и Австро-Венгрию, чему весьма способствовал и разрыв дипломатических отношений Римского престола с Францией (1904), принятый ею 9 дек. 1905 г. закон об отделении Церкви от гос-ва и денонсирование Конкордата 1801 г.

К концу понтификата Пия Х осложнились отношения Папского престола с Португалией, Россией, Мексикой. «Римский вопрос» не позволял улучшить и отношения с Италией, несмотря на смягчение папского запрета на участие католиков в политической жизни и явную поддержку папой Италии во время итало-тур. войны.

Международное положение Папского престола осложнилось с началом первой мировой войны, по времени совпавшим с началом понтификата папы Бенедикта XV. Ориентация на центральные державы вызвала настолько большое беспокойство у итал. политических деятелей, что при заключении Лондонского пакта (26 апр. 1915), предусматривавшего вступление Италии в войну на стороне Антанты, премьер-министр А. Саландра настоял на внесении в него статьи 15, к-рая заранее исключала «любое предложение, целью к-рого было бы вовлечение представителя Св. Престола в мирные переговоры и обсуждение вопросов, возникших в связи с настоящей войной».

Заслуги папы Бенедикта XV в миротворческой деятельности принесли ему после войны славу «апостола мира», а его план мирного урегулирования изучался державами-победительницами.

После окончания войны был продолжен курс на нормализацию отношений с Королевством Италия, вошедшим в число держав-победительниц. Папа отменил запрет для глав католич. гос-в наносить визиты итал. королю. 12 нояб. 1919 г. была официально отменена булла «Non expedit», что повлекло за собой создание в том же году католич. Народной партии.
Одновременно были созданы 2 орг-ции социальной деятельности: Итальянская кооперативная конфедерация и Итальянская конфедерация взаимопомощи и социального страхования, а неск. ранее, в 1918 г.,- объединение «белых» профсоюзов, Итальянская конфедерация трудящихся (ИКТ).
В 1919-1920 гг. были сделаны попытки переговоров представителей итал. правительства и Папского престола. Эти переговоры в обоих случаях были прерваны в связи с последовательной отставкой правительств В. Э. Орландо и Ф. С. Нитти.

После прихода к власти фашистов (1922), религ. и церковная политика итал. правительства стала крайне противоречивой. Однако, несмотря на возникавшие уже на этом этапе развития фашистского гос-ва противоречия и конфликты (они касались гл. обр. проблемы образования, воспитания и светских католич. орг-ций), в 1926 г. между Папским престолом и итал. правительством были начаты предварительные переговоры (с 1928 переговоры велись официально), завершившиеся 11 февр. 1929 г. заключением Латеранских соглашений, состоявших из 2 документов - Трактата и Конкордата.

Согласно Трактату, Италия признавала суверенным, независимым и нейтральным гос-вом «Город Ватикан», В. в свою очередь признал итал. гос-во со столицей в Риме. Тем самым «римский вопрос» считался закрытым. Помимо непосредственно территории В. 12 зданий на территории Рима получали право экстерриториальности и освобождались от налогов в казну Италии, ряд зданий освобождался от обложения налогом без права экстерриториальности.
В. признавался гос-вом постоянно нейтральным, самостоятельным в своих контактах с религ. орг-циями и об-вами на территории Италии. Отменялся «закон о гарантиях» от 13 мая 1871 г. Стороны устанавливали дипломатические отношения и обменивались представителями на уровне послов.
К Трактату прикладывались 4 дополнительных документа: чертеж, определивший границы гос-ва В., чертежи зданий, получивших право экстерриториальности, зданий, освобожденных от налогов, и финансовая конвенция.
Согласно финансовой конвенции, Италия обязывалась выплатить В. 750 млн итал. лир и выдать 5% облигации на сумму в 1 млрд лир (эта сумма была результатом сложения тех сумм, к-рые гос-во обязывалось выплачивать В. ежегодно по «закону о гарантиях» и каковые ни разу не были приняты В.).
Конкордат касался положения Римско-католической Церкви в Италии, ее прав и привилегий, соотношения с итал. законодательством и т. д.

После второй мировой войны Латеранские соглашения вошли как составная часть (ст. 7) в Конституцию Италии (1947). Однако Конкордат с согласия обеих сторон позднее был подвергнут пересмотру. Новый Конкордат, регулирующий в наст. время положение католич. Церкви в Италии, был заключен в 1984 г. 7 июня 1929 г. папой Пием XI была провозглашена первая конституция гос-ва В. Ее новый вариант был обнародован папой Римским Иоанном Павлом II 26 нояб. 2000 г. и вступил в силу 22 февр. 2001 г.

2-я пол. ХХ в. была отмечена активизацией внешней политики Папского престола. Папы Иоанн XXIII и Павел VI отказались от прежней односторонней ориентации В. на Запад, проявили готовность к прямым контактам с СССР по вопросам, касающимся смягчения международной напряженности, приветствовали ликвидацию колониальной системы и появление независимых развивающихся гос-в. В 1964 г.
В. создал постоянное представительство при ООН, а через 10 лет принял участие в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, выступая за включение в его итоговый документ (Хельсинкский акт 1975 г.) обязательства всех гос-в-участников уважать свободу совести и религ. выбор каждого человека.

В 1990 г. СССР и В. установили офиц. отношения, обменявшись представителями в ранге чрезвычайного и полномочного посла с советской стороны и нунция со стороны В. Этот же уровень отношений был сохранен после распада СССР. После встречи с папой президента СССР М. С. Горбачёва (1989) при визитах в Рим с ним неоднократно встречались президенты РФ Б. Н. Ельцин и В. В. Путин.

В. выступает за мирное урегулирование ближневост. и др. региональных конфликтов, резко критиковал бомбардировки войсками НАТО Югославии в 1999 г. и вторжение США в Ирак в 2003 г., решительно осудил международный терроризм во всех его проявлениях.
При этом Папский престол исходит из определений Ватиканского II Собора, согласно к-рым «нужно всеми силами стараться предуготовить то время, когда по общему согласию всех стран можно будет полностью запретить любую войну».
А пока это время не наступило, «нужно, чтобы современные международные организации высшего уровня посвятили себя усердному поиску более успешных средств достижения всеобщей безопасности» (О Церкви в совр. мире [Gaudium et spes] // Документы II Ватиканского Собора. М., 1998. С. 456).

Взаимоотношения В. с РПЦ и нек-рыми др. Поместными Православными Церквами омрачены проявлениями прозелитизма со стороны католич. Церкви на канонической территории правосл. Церквей, а также насильственными акциями униатов, в особенности в Галиции, и отношением к православным, в частности, захватами правосл. храмов, к-рые не вызвали должного осуждения со стороны В.

Система управления

Согласно действующей в наст. время Конституции и Кодексу канонического права, суверенным главой гос-ва В. является папа Римский. Он также возглавляет церковную иерархию католич. Церкви. Папа избирается конклавом кардиналов пожизненно и объединяет в своем лице законодательную, исполнительную и судебную власть.

Вторым лицом в гос-ве В. является гос. секретарь, возглавляющий Государственный секретариат. Функции секретариата были определены Конституцией папы Павла VI «Regimini Ecclesiae Universae» (1967).
В ходе адм. реформы 1988 г., проведенной Иоанном Павлом II, секретариат был разделен на 2 части: общий отдел, к-рый состоит из 20 референтур, и отдел по межгос. связям.

Гос. секретарь осуществляет представительство В. в отношениях с зарубежными гос-вами, регулярно встречается с послами, в его подчинении находятся представительства В. во всех странах, с к-рыми имеются дипломатические отношения. С 1991 г. пост гос. секретаря занимает кард. Анджело Содано.

С 1984 г. гос. секретарь является также президентом Папской комиссии по делам В. (создана папой Пием XII в 1939), к-рой делегирована законодательная власть, за исключением тех вопросов, к-рые папа намерен сохранить за собой. Комиссия состоит из неск. кардиналов, назначаемых папой на 5-летний срок. Во главе комиссии кроме кардинала-президента стоят генеральный секретарь и его заместитель. Исполнительная власть находится в руках кардинала-президента Комиссии по делам В. Судебную власть от имени папы исполняют гражданские суды гос-ва В.

Органами управления делами гос-ва В. являются: Апостольская палата, к-рой руководит кардинал-камерленго, Администрация имущества апостольского престола, Префектура экономических дел (создана в 1967), Совет 15 кардиналов и Центральное бюро труда (создано для регулирования трудовых отношений с гражданскими служащими гос-ва В.). Эти органы управляют имуществом, экономикой и финансами В.

До 1970 г. существовало 4 вида вооруженных сил: Благородная гвардия, Палатинская (дворцовая) гвардия, папская жандармерия и швейцар. гвардия. В 1970 г. папа Римский Павел VI реформировал вооруженные силы В., ликвидировав 3 первые вида войск и оставив для охраны гос-ва швейцар. гвардию, к-рая в наст. время состоит из 110 чел. Папская швейцар. гвардия (итал. Corpo della Guardia svizzera pontificia; лат. Cohors Helvetica) была основана в 1506 г. Она формируется из солдат, швейцарцев по происхождению, отвечающих следующим требованиям: католич. исповедание, возраст от 19 до 30 лет, рост не ниже 174 см. Подчиняется непосредственно Папскому престолу. В обязанности гвардии входит обеспечение безопасности папы Римского, охрана Апостольского дворца и входов на территорию В. Гвардейцы проживают в В., офиц. язык - нем., носят традиц. 3-цветную форму Медичи (синего, желтого и красного цвета). Срок службы - 2 года, по желанию он может быть продлен. Гвардия состоит из 4 офицеров, 1 капеллана, 23 младших офицеров, 70 алебардистов и 2 барабанщиков. Ежегодно 6 мая во дворике Сан-Дамазо Апостольского дворца новобранцы приносят торжественную клятву верности папе Римскому и католич. Церкви.

Римская курия

Управление делами Церкви осуществляется через систему конгрегаций, к-рые представляют собой различные ведомства Римской курии во главе с кардиналами-префектами. В наст. время существует 9 конгрегаций: вероучения, по делам Вост. Церквей, богослужения и таинств, канонизации святых, по делам епископов, евангелизации народов, по делам духовенства, по делам посвященной жизни и об-в апостольской жизни, католич. образования. Кардиналы, работающие в курии, могут занимать должности до достижения ими 80 лет.

Помимо конгрегаций органами управления являются трибуналы Римско-католической Церкви, секретариаты, комиссии, советы и т. д. В число трибуналов входят Апостольский церковный суд (Апостольская пенитенциария), Верховный суд апостольской сигнатуры (высшая судебная инстанция католич. Церкви) и Rota romana (высшая апелляционная инстанция). Судебные органы размещаются на территории Рима.

В Римской курии 12 папских советов: по проблемам мирян, по содействию единства христиан, по проблемам семьи, по проблемам справедливости и мира, по проблемам милосердия («Cor unum»), по духовному окормлению мигрантов и находящихся в пути, по духовному окормлению работников здравоохранения, по интерпретации законодательных текстов, по межрелиг. диалогу, по диалогу с неверующими, по культуре и по социальной коммуникации.

Для управления делами Церкви на территории В. существует викариат Города Ватикана (Vicariato della Città del Vaticano), к-рый возглавляется генеральным викарием папы Римского, являющимся также кардиналом-архипресвитером базилики св. Петра.

Дипломатическая служба

Согласно Кодексу канонического права, папе Римскому принадлежит право назначать и направлять своих легатов (послов) как в отдельные католич. Церкви, так и в гос-ва или др. субъекты международного права, а также смещать или отзывать их (CIC 362). На уровне межгос. отношений В. соблюдает нормы международного права «относительно направления и отзыва послов, аккредитованных при государствах» (CIC 308).
В. обладает также правом принимать послов др. гос-в с постоянными или временными миссиями, формирующих дипломатический корпус при Папском престоле, существующий с кон. XV в. В наст. время В. поддерживает дипломатические отношения с более чем 160 странами мира. Большинство посланников имеют титул чрезвычайного и полномочного посла, остальные - советника-посла и др.

Папский престол может быть представлен как легатами (апостольские нунции и апостольские делегаты), постоянными представителями при отдельных католич. Церквах, в гос-вах и при правительствах, так и делегатами или наблюдателями, направляемыми по папской миссии на международные совещания или конференции (CIC 363).

Апостольские нунции - церковные дипломаты, осуществляющие постоянное представительство при Церквах или гос-вах, приравниваемые к дипломатическому рангу чрезвычайных и полномочных послов, назначаются папой Римским. Первая нунциатура была учреждена в Венеции (1500). Как правило, нунции бывают одновременно аккредитованы и при территориальном церковном сообществе (внутрицерковный аспект), и при гос. структурах (дипломатический уровень); дипломатический аспект их деятельности подчиняется нормам международного права (Венская конвенция 1961 г.), а внутрицерковный - нормам канонического права.
Соответственно с т. зр. персонального юридического статуса и в отношениях с поместными Церквами нунции зависят от Отдела общих вопросов Государственного секретариата; Отдел сношений с гос-вами курирует их дипломатическую деятельность. В соответствии с традицией, к-рая была подтверждена Венской конвенцией 1961 г., папские нунции, аккредитованные в христ. странах, как правило, признаются дуайенами (старейшинами) дипломатического корпуса, независимо от срока пребывания в должности представителя В. в данном гос-ве.

Апостольские делегаты - посланники, представляющие Римского папу только при поместной Церкви страны, не установившей с В. дипломатических отношений. Для отдельных чрезвычайных миссий папой направляются легаты «a latere», действующие «в качестве его второго «я»» (tamquam alter ego). В случае назначения куриального кардинала он получает название кардинала-легата.

Священники, буд. дипломаты Папского престола, обучаются в Папской церковной академии, кардиналом-протектором к-рой является гос. секретарь В. Учащиеся академии специализируются по 2 церковным дисциплинам, одна из к-рых - каноническое право. Программа учебного курса рассчитана на 3 или 4 года обучения.

Основные здания и зоны В.

Базилика св. Петра

За год его посещает ок. 4 млн чел.; в нем проводится более 20 тыс. месс, ок. 80 торжественных церемоний, в 30 из них участвует лично папа Римский.

Апостольский дворец

комплекс зданий включает 20 внутренних дворов и более 1 тыс. помещений (залы, часовни, комнаты). Главный вход - Бронзовые врата, ведущие во дворик Сан-Дамазо, к-рый окружен с 3 сторон по периметру 4-этажным дворцом. На последнем этаже расположены частные апартаменты папы Римского, состоящие из прихожей, гостиной для приемов, столовой, спальни, 2 кабинетов для секретарей и кабинета папы, из окон к-рого он читает молитву «Angelus».

В центре расположена личная часовня папы, где он ежедневно служит мессу, на к-рой присутствуют секретари, работающие в доме люди и личные гости понтифика. Этажом ниже находятся офиц. апартаменты папы (Зал консистории, Зал папы Климента, б-ка и ок. 10 комнат, предназначенных для частных папских аудиенций). Апартаменты гос. секретаря расположены на 2-м этаже.

В Сикстинской капелле, названной в честь построившего ее папы Сикста IV (XV в.), проводятся конклавы кардиналов, на к-рых избирается новый папа. Зал Павла VI (построен в 1971), или Зал Нерви (в честь спроектировавшего его архит. П. Л. Нерви), предназначен для проведения аудиенций. По средам папа проводит здесь общие аудиенции. В этом же здании расположен Зал Синода.

Сады В.

занимающие 1/3 часть территории В., составляют единое целое, хотя отдельные части разбиты в соответствии с франц., англ., итал. стилями. Они включают растения из всех частей света; украшены большим количеством скульптур, фонтанов и изображений (преимущественно Девы Марии).

В натуральную величину воспроизведен Лурдский грот, где 2 раза в год папа читает Розарий (к нему могут присоединиться все желающие). В самом отдаленном месте садов расположена вертолетная площадка; здесь проводят репетиции музыканты швейцар. гвардии. Сады можно посетить по специальному пропуску и в сопровождении экскурсовода.
Пропуск выдается Информационным бюро для паломников и туристов, к-рое организует посещение В. и его садов.

Дом св. Марфы

(Domus S. Marthae), гостиница В., был вновь открыт в 1996 г. Предназначен для проживания священнослужителей, работающих в Гос. секретариате и различных куриальных ведомствах, а также епископов, прибывающих с паломническим визитом «ad limina apostolorum». Дом вверен попечению сестер католич. монашеской конгрегации Венсана де Поля.

Мон-рь «Mater Ecclesiae»

посвященный Деве Марии, расположен в центре садов В. Его торжественное открытие состоялось 13 мая 1994 г., в годовщину явления Божией Матери в Фатиме. Вверен попечению ордену клариcc.

Согласно Латеранским соглашениям В. имеет свою ветку железной дороги длиной 861,78 м, связанную с гос. итал. железной дорогой, и небольшой вокзал. В соответствии с Барселонской конвенцией от 20 апр. 1921 г.

В. может осуществлять морскую навигацию под своим флагом на собственных судах или судах, принадлежащих гражданам В. и внесенных в его Морской реестр. В наст. время у В. нет ни одного корабля. В 1976 г. в В. была построена вертолетная площадка. Папа пользуется вертолетом при перелете в Кастель-Гандольфо (папскую летнюю резиденцию).


Недвижимость вне территории В.

Папскому престолу принадлежат также здания, находящиеся в Риме и пользующиеся правом экстерриториальности. Практически все они внесены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. К ним относятся: комплекс зданий Сан-Джованни ин Латерано (базилика, Латеранский апостольский дворец с прилегающими зданиями, Св. лестница); базилика Санта-Мария Маджоре (с прилегающими зданиями); базилика Сан-Паоло фуори ле Мура (с прилегающими зданиями); дворцы (палаццо): Канчеллерия, Конгрегации по распространению веры (с 1988 Конгрегация евангелизации народов), Сан-Каллисто ин Трастевере (в к-ром расположены различные Папские советы), Сант-Оффицио (где расположена Конгрегация вероучения), Конвертенди (где расположена Конгрегация по делам Вост. Церквей), Маттеи (епархиальная курия Рима), Конгрегации в Пропилеях, вилла Пия (домик папы Пия IV получил экстерриториальность с 1979); папская малая Римская семинария; комплекс зданий на холме Яникул. Вне Рима В. принадлежит папская резиденция в Кастель-Гандольфо, включающая в себя Папский дворец, виллы Чибо и Барберини, занимающие площадь 400 тыс. кв. м, а также новая радиопередающая установка Санта-Мария ди Галерия в 18 км от Рима.

Научные институты

К научным ин-там В. относятся все академии папские, самые старые из них - Большая папская академия изящных искусств и литературы виртуозов Пантеона (Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Lettere dei Virtuosi al Pantheon, 1542), Папская академия наук (Pontificia Accademia delle Scienze, 1603), Папская римская богословская академия (Pontificia Aсcademia Тeologica Romana, 1695); высшие и средние учебные заведения (университеты папские, в их числе Григорианский (Pontificia Università Gregoriana), Латеранский (Pontificia Università Lateranense), Урбанианский (Pontificia Università Urbaniana), Папский св. Фомы Аквинского (Pontificia Università di S. Tommaso d'Aquino, см. ст. Angelicum), Салезианский (Pontificia Università Salesiana), институты папские, коллегии и семинары папские), а также Ватиканская б-ка, Ватиканский секретный архив, Ватиканская обсерватория.

Ватиканская обсерватория

является одной из самых старых в Европе. С XVI в. она располагалась на территории совр. В. в т. н. «башне ветров». В кон. XIX - нач. ХХ в. под обсерваторию были отведены также 2 башни оборонительных укреплений, в к-рых было размещено дополнительное оборудование.
В 1939 г. обсерватория перенесена в Кастель-Гандольфо. С 1993 г. функционирует также филиал Ватиканской обсерватории в США (Тусон, шт. Аризона), где выходит периодическое издание «Vatican Observatory Publications». Офиц. изданием Ватиканской обсерватории является ж. «Annual Report».

Официальные издания

Ежедневной газетой В. является «L'Osservatore Romano» с воскресным приложением «Osservatore della domenica». Газета издается на итал. языке, но существуют также еженедельные выпуски на франц., англ., испан., португ. и нем. языках, а также дайджест на польск. языке.
Издаются ежегодные справочники «Annuario pontificio» и «Attività della Santa Sede». Текущая документация публикуется в бюллетене В. «Acta apostolicae Sedis». Работу с итал. и зарубежными корреспондентами с 1966 г. ведет пресс-центр В. (Зал печати).
На территории В. располагается издательский центр «Tipografia Poliglotta Vaticana».

Радио и телецентр

Открытие радиостанции состоялось в 1931 г. В 1957 г. был открыт новый радиоцентр, к-рый находится в 18 км от Рима и обладает правом экстерриториальности. Радио Ватикана ведет передачи на 34 языках, их общая продолжительность достигает 242 часов в неделю.
В 1983 г. в В. был создан телецентр, к-рый является независимым учреждением и работает на основе самофинансирования и самоокупаемости.

Вспомогательные службы

Во дворце Бельведер расположена аптека, находящаяся в ведении ордена госпиталитов Иоанна Божия (бонифратров). Аптека снабжает медикаментами сотрудников Римской курии, членов их семей и пенсионеров. Ею могут пользоваться также и покупатели со стороны. Открыта круглый год; ежегодно обслуживает более 200 тыс. покупателей.

В 1921 г. папой Бенедиктом XV был основан педиатрический диспансер для оказания медицинской помощи детям из бедных семей. Он находится в ведении сестер милосердия монашеской конгрегации Венсана де Поля. В нем работают волонтеры, в т. ч. медики и др. специалисты.
Ежегодно оказывается помощь почти 400 семьям, 600 детям, большинство из к-рых эмигранты, получающие помимо бесплатного медицинского лечения также лекарства из ватиканской аптеки и от частных лиц.

Личный склад папы Римского, благотворительная служба папы по оказанию поддержки нуждающимся, по распространению одежды, колыбелей для новорожденных, литургической утвари для бедных приходов и т. д., находятся в ведении сестер-францисканок миссионерок Девы Марии.

Архитектурная история территории Ватикана

Застройка местности, прилегающей к Ватиканскому холму, в античный период была неравномерной. Лишь в I в. по Р. Х. заболоченная территория на правом берегу р. Тибр между холмами Монте-Марио и Яникул, не входившая в черту города и известная как Ватиканское поле (Ager Vaticanus), была осушена и засажена имп. садами («сады Нерона»). В. был связан с центром Рима каменным мостом, ведшим к мавзолею имп. Адриана (в средневековье - «замок св. Ангела», защищавший подступы к В.). По преданию, на В. находился цирк имп. Нерона, где во время гонений претерпели мученическую смерть мн. христиане из паствы ап. Петра.

У подножия холма В. (под нынешней базиликой св. Петра) археологически изучена часть одного из городских некрополей первых веков по Р. Х. С кон. III в. на этом некрополе почиталось место погребения ап. Петра, над к-рым имп. Константин I (1-я пол. IV в.) возвел трехнефную базилику. В наст. время уровень и размеры первоначальной базилики отмечают Ватиканские гроты - место захоронения пап и выдающихся церковных деятелей (там же выставлены архитектурные фрагменты, части скульптур и мозаик, саркофаги и т. д., сохранившиеся от первоначальной базилики и более поздних времен).

С рубежа III-IV вв. В. становится одним из основных паломнических центров Рима, соперничавшим по популярности с резиденцией городских епископов на Латеране. Строительство резиденции рим. понтифика относится ко времени папы Симмаха (498-514), воздвигшего с двух сторон от базилики дома для клира. После набега сарацин папа Лев IV в 848-852 гг. окружил территорию храма с резиденцией мощными стенами (т. н. город Льва), обозначив т. о. границы средневек. Рима.

Новый этап строительных работ в В. приходится на XII-XIII вв., когда усилиями 3 пап (Евгения III, Александра III и Иннокентия III) постройки папы Симмаха были увеличены до размеров дворцового комплекса к северу от базилики св. Петра, вокруг совр. двора Попугая (Cortile de Рapagallo). Папа Николай III († 1280) завершил реконструкцию Ватиканского дворца (до наст. времени сохр. дворцовая часовня, украшенная фресками Фра Беато Анджелико) и освоил земли, известные сейчас как сады В. (Boscareccio).

До нач. XV в. Ватиканский дворец и прилегающие к нему сады пребывали в запустении; в качестве рим. резиденции папы использовался Латеранский дворец (справа от базилики Сан-Джованни). Лишь после возвращения Папского престола в Рим из Авиньона (1378; см. ст. Авиньонское пленение пап) папа Мартин V выбрал в качестве постоянной резиденции В., куда 28 сент. 1420 г. была переведена церковная администрация.
Из построек сер. XV в. до наст. времени почти неизмененной дошла башня папы Николая V, защищавшая дворец со стороны замка св. Ангела. С этого времени в основных своих формах складывается квартал Ватиканского дворца: к кон. XV в. относятся Сикстинская капелла и апартаменты Борджа, ставшие впосл. главными залами для приемов Римского понтифика. Ансамбль дополнил дворец Бельведер, возведенный папой Иннокентием VIII (1490) в 700 м к северу от основных апартаментов и ставший летней резиденцией пап.

Расцвет В. как центра искусств приходится на 1-ю пол. XVI в., когда папами Юлием II и Львом Х для украшения Ватиканского дворца и садов были приглашены лучшие итал. архитекторы и художники. Архит. Д. Браманте по поручению Юлия II перестроил сев. часть дворца, создав ренессансные лоджии вокруг дворика Сан-Дамазо, расписанные затем представителями мастерской Рафаэля и соединившие основное здание с Бельведером 2 галереями. В наст. время эти галереи соединены между собой поперечными строениями (Гран Никкьоне и Браччо Нуово) и используются как музейные залы, библиотечные и архивные хранилища. Возникший при перестройке Бельведерский дворик был разделен в 1588 г. крылом здания б-ки (в наст. время главный читальный зал), благодаря чему появился 2-й дворик - дворик Шишки (Cortile del Pigna).
На территории к югу от базилики св. Петра находятся вспомогательные адм. постройки, законченные в XIX в. Здесь расположены дворец правительства, здание суда и мозаичные мастерские. Самое грандиозное сооружение этой части - построенный в 1971 г. зал аудиенций (Зал Павла VI).

Большая часть Ватиканского холма в пределах совр. городских стен занята садами. Слева от совр. входа в музеи В. (северо-зап. стены) начинается Английский сад с оранжереями цитрусовых деревьев. Здесь же сохранились остатки стен, возведенных при папе Льве IV, в одной из башен к-рых размещается Ватиканская обсерватория. Между древними стенами и Ватиканским дворцом находится фонтан (Fontana del Santissimo Sacramento), выполненный в форме дароносицы. Наиболее заметная постройка этой части сада - домик папы Пия IV, возведенный архит. П. Лигорио в 1560 г.: фасад виллы украшен мозаикой, над декором залов работали художники-маньеристы Ф. Бароччи и Т. Цуккаро.

Ватиканский дворец

- наиболее значительное сооружение В., представляющее собой нерегулярный квартал построек (парадных залов, капелл, лоджий), различных по стилю и времени сооружения (XIII-XIX вв.), где содержатся шедевры монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства.

Самая знаменитая из дворцовых капелл - Сикстинская (1473-1481), возведенная архит. Дж. Дольчи, является местом проведения важнейших церемоний. Капелла - памятник ренессансной живописи: боковые стены украшены фресками на сюжеты из земной жизни Иисуса Христа и Моисея, созданными в 1481-1483 гг. умбрийскими и флорентийскими живописцами (П. Перуджино, Пинтуриккьо, С. Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Л. Синьорелли, Д. Гирландайо и др.), свод покрывает роспись Микеланджело (закончена к 1512). на основном пространстве потолка находятся сцены, посвященные теме Сотворения мира и истории Ноя, по сторонам к-рых фигуры 5 сивилл и 7 пророков. Все пространство алтарной стены занимает композиция «Страшный Суд», завершенная Микеланджело в 1541 г. (реставрирован в 1994).

Капелла Паолина используется как приходская церковь. Возведена в 1540 г. архит. А. да Сангалло Младшим по заказу папы Павла III и украшена 2 композициями Микеланджело («Обращение Савла», «Распятие св. Петра») и сценами из жизни апостолов Петра и Павла (завершены к 1583) кисти Л. Саббатини и Ф. Цуккари.

К Капелле Паолина примыкает Королевский зал (Зала Реджа) - место приема императоров и королей и проведения церемонии канонизации, перестроенный А. да Сангалло. Плафон зала украшен декором из стукка работы мастерской Перино дель Вага и фресками Даниеле да Вольтерра.

Со времени папы Юлия II (1507) в качестве рабочих апартаментов понтифика использовались комнаты, называемые в наст. время Станцами Рафаэля - 4 зала, украшенные фресками Рафаэля и художников его мастерской.
Самая ранняя и наиболее известная из ватиканских работ Рафаэля - Станца делла Сеньятура (1509-1511). На 4 стенах Станцы представлены 4 сферы духовной деятельности человека: Теология (Диспут - Спор о таинстве Причастия), Философия (Афинская школа), Поэзия (Парнас) и Юриспруденция (фигуры Добродетелей и 2 сцены из истории светского и церковного права - «Трибониан вручает имп. Юстиниану Пандекты» и «Папа Григорий IX передает св. Раймонду декреталии»).
Основная тема росписи Станца д'Элиодоро - небесное вмешательство в человеческую историю и божественное покровительство Папскому престолу («Изгнание Элиодора из храма», «Освобождение св. Петра из темницы», «Встреча папы Льва I с Аттилой», «Месса в Больсене»).
2 др. залы - Станца дель Инчендио и Станца Константина - украшены сложными по составу многофигурными композициями, выполненными либо при частичном участии Рафаэля, либо живописцами его мастерской.

Зал Константина ведет в т. н. Зал светотеней, откуда можно попасть, с одной стороны, в Капеллу Николая V, украшенную фресками Фра Беато Анджелико (история жизни и мученической кончины святых Лаврентия и Стефана), полностью сохранившийся образец раннеренессансной живописи (1447-1450), с др.- в Лоджии Рафаэля, роспись к-рых выполнена по рисункам Рафаэля.

Музеи Ватикана

Основу музеев составляют античные коллекции, собранные папами Римскими. Начало их созданию положило собрание древних скульптур (Аполлон Бельведерский, Лаокоон, Геркулес и др.) папы Юлия II, в наст. время размещенное в Восьмигранном дворе (Cortile Ottagono) музейного комплекса Ватиканского дворца.

Римские понтифики одними из первых европ. правителей открыли коллекции для широкой публики. Система музейных залов и галерей античного искусства, предназначенная для публичного осмотра, оформилась при папах Клименте XIV (1769-1774) и Пие VI (1775-1799). Совр. Музей Пио-Клементино - ядро коллекции античных древностей.

К нач. XIX в. к нему добавился Музей Кьярамонти (более 300 скульптур малых форм), расположившийся в дворцовых корпусах XVI в., и коллекция античных надписей. Папа Григорий XVI основал Музей этрусков (1837), собрание к-рого составили находки археологической экспедиции 1828 г. в Зап. Этрурии. В 1839 г. образован Египетский музей; среди его экспонатов не только егип. находки, но и хранившиеся во дворцах Капитолия и Латерана мозаики и скульптуры из рим. Африки.

В сер. XIX в. был создан Музей раннехрист. искусства, где в наст. время выставлены первые христ. саркофаги и надписи первых веков по Р. Х. В музеях В. также представлены все виды декоративно-прикладного и изобразительного искусств: в Галерее шпалер размещается коллекция шпалер XV-XVII вв., в Галерее карт - фрески кон. XVI в. с изображением всех стран мира. Залы и галереи Ватиканского дворца, украшенные художниками Возрождения, в наст. время имеют статус музея (Станцы Рафаэля, Сикстинская капелла, Капелла Николая V, апартаменты Борджа).

Ватиканская пинакотека

сложилась в результате объединения собраний картин 2 дворцов: Палаццо Квиринале и публичных экспозиций в Капитолийском дворце. Совр. ее состав сложился после возвращения раритетов, увезенных из дворцов и церквей В. в Париж во время наполеоновских войн,- по условиям договора союзников все картины должны были быть собраны в одном месте и открыты для публики. Свое постоянное местоположение пинакотека получила в 1932 г. в специально построенном для нее здании на территории Ватиканских садов.

Коллекция картин не представляет собой единого целого, но объединяет безусловные шедевры западноевроп. искусства («Преображение» Рафаэля, «Положение во гроб» М. Караваджо, «Мученичество св. Эразма» Н. Пуссена и др.). Один из залов посвящен визант. и рус. живописи (самая значительная икона в экспозиции - «Свт. Николай с житием», кон. XV в.).

После второй мировой войны изменилась музейная политика В.- обозначился интерес к искусству ХХ в.: в 60-х гг. возник отдел совр. искусства, к-рый в 1973 г. получил самостоятельный статус как собрание совр. религ. искусства (работы художников Дж. Де Кирико, К. Карра, О. Родена, А. Матисса, С. Дали, М. Шагала, В. Кандинского, Э. Мунка и др.), размещенное в апартаментах Борджа.

Появились Миссионерско-этнологический музей (1926) и Исторический музей (в наст. время находится в Латеранском дворце). С 1956 г. вся территория В., вместе с расположенными там зданиями и собранными произведениями искусства, находится под охраной ЮНЕСКО как памятник всемирного культурного значения.

В 2000 г. после длительной реконструкции был открыт новый вход в музеи В., закончена реставрация Сикстинской капеллы и Станц Рафаэля.
---------------------------------------------------------------------------------------
Лит.: Cammeo F. Ordinamento giuridico dello stato della Città del Vaticano. Firenze, 1932; Vaticano / A cura di G. Fallani e M. Escobar. Firenze, 1946; Gessi L. La Città del Vaticano. R., 1950; Scharp H. Wie die Kirche regiert wird. Fr./M., 1950; Lynskey E. M. The Government of the Catholic Church. N. Y., 1952; Шейнман М. М. Современный Ватикан. М., 1955; он же. От Пия IX до Павла VI. М., 19792; Redig de Campos D. I Palazzi vaticani. Bologna, 1967; idem. Itinerario pittorico dei Musei vaticani. Mil., 1973; Ковальский Н. А. Католицизм и дипломатия. М., 1969; Nichols P. La politica del Vaticano. Mil., 1969; Schulz W. Leggi e disposizioni usuali dello Stato della Città del Vaticano. R., 1981-1982. 2 vol.; Маджистер С. Политика Ватикана и Италия: 1943-1978. М., 1982; Levillain Ph., Uginet F.-C. Le Vatican ou les frontières de la grâce. P., 1984; Onorio J.-B., d'. Le Saint-Siège et le droit international // Le Saint-Siège dans les relations internationales. P., 1989; idem. Le Pape et le gouvernement de l'Église. P., 1992; Рашкова Р. Т. Ватикан и современная культура. М., 1989; Gallina E. Il Vaticano è di tutti. Vat., 1991; Красиков А. А. Ватикан: история и современность. М., 1991; Mondo Vaticano: Passato e presente. Vat., 1995; Зонова Т. В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. М., 2000; Aebischer T. La commissione tecnica italo-vaticana ed i confini del territorio vaticano, 1929-1933. R., 2000; Ватикан. М., 2001. (Памятники всемирного наследия); Rendina C. Il Vaticano: Storia e segreti: Il sacro e il profano in due millenni della S. Sede. R., 1986, 2001; История Ватикана: Власть и Римская курия. М., 2002.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Е. С. Токарева, Е. В. Калиниченко, С. В. Соловьёв

Православная энциклопедия. Т. 7, С. 269-279  опубликовано: 5 ноября 2009г.
http://www.pravenc.ru/text/149913.html

0

2

МАТЕРИАЛ "Sage"
23.11.17, 23:07

Какие секреты хранятся в Ватиканской библиотеке?

На протяжении всей своей истории человечество накопило знания в виде надписей на камнях, свитках, более поздних книгах и рукописях. Созданы целые библиотеки. Мы знаем о существовании огромных библиотек древности — библиотеке Александрии, библиотеке тайного общества «Союз Девяти неизвестных», библиотеке Ивана Грозного (Либерия) и др.

К сожалению, все они утрачены. Но есть еще одна огромная библиотека, с которой ничего не произошло. Здесь доступ к ней закрыт простым смертным. Мы говорим о библиотеке Ватикана.

Об этой библиотеке вы можете написать десятки исторических и детективных романов. Дело в том, что в мире есть такое место, где собрано и в то же время сокрыто от людей бесчисленное количество книг, карт и других документов, рассказывающих об истинной истории человечества.

Которому, кстати, не десять тысяч лет, как нам говорят ортодоксальные историки, а не менее десятков миллионов.

Это указывается не только на археологические раскопки (хотя об уникальных артефактах, найденных ортодоксальной наукой, как истинных основах Ватиканской библиотеки), а также в многочисленных мифах и легендах почти всех народов мира.

Но отношение этого богатого наследия, этого мифологического знания о том, что люди не смогли принять никаких Ануннаков и Иллюминатов, мы снова исказили — зомби, т. е. Какие-то сказки, которые не имеют никакого отношения к истинной истории Земли, Но извините …

По официальным данным, в Ватиканской Апостольской библиотеке хранится почти 2 миллиона печатных изданий (как старых, так и современных), 150 тысяч рукописей и архивных томов, 8300 инкунабул (из которых 65 пергаментов), более 100 тысяч гравюр, около 200 тысяч карт и документов, а также многие произведения искусства, не поддающиеся рутинному учету, в том числе 300 тысяч медалей и монет и многое другое.

По неофициальным данным, в подземных хранилищах Ватикана, которые занимают огромную территорию, есть много секретных комнат, известных только посвященным. Папа, проводя много лет в Ватикане, даже и не подозревал об их существовании.

Именно в этих комнатах есть бесценные манускрипты, проливающие свет на различные тайны Вселенной, они могут дать ответы на любые вопросы, даже о происхождении жизни на Земле.

Они содержат манускрипты почти всех древних библиотек мира, включая якобы сожженных или исчезнувших бесследно — Фивы, Карфаген и, конечно же, Александрию.

Александрийская библиотека была основана фараоном Птолемеем Сотером незадолго до начала нашей эры и пополнялась в мировом масштабе. Египетские чиновники изымали в библиотеку все ввозимые греческие пергаменты: каждый корабль прибывший в Александрию, обязан был, продать свою библиотеку или обеспечить копирование.

Хранители библиотеки поспешно переписывали все, что было под рукой, сотни рабов работали каждый день, копируя и сортируя тысячи свитков. В конце концов, к началу нашей эры Александрийская библиотека содержала много тысяч рукописей и считалась самой большой коллекцией книг древнего мира.

Здесь хранились работы выдающихся ученых и писателей книг на десятках разных языков. Говорят, что в мире не было ценных литературных произведений, копии которых не были бы в библиотеке Александрии.

История предполагаемого пожара, по мнению независимых исследователей, представляет собой всего лишь дымовую завесу, призванную скрывать от человечества то, что оно не способно узнать.

Опять же, по неофициальным источникам, Ватикан, был создан священниками храма Амона, поэтому его истинная резиденция находится не в Италии, а в египетском фиванском храме Сети, который представляет собой темную личность Сета или Амона. Итальянский Ватикан сегодня является скорее темным знанием человечества.

Именно отсюда нам бросают просто крохи, так что современная цивилизация развивается таким образом и в темпе, который проповедуют истинные темные создатели Ватикана.

Согласно общедоступным источникам и энциклопедиям, библиотека Ватикана была основана 15 июня 1475 года после публикации папы Сикстуса IV, соответствующих булл. Однако это точно не отражало реальность. К этому времени папская библиотека уже имела долгую и богатую историю.

Ватикан был сборником древних рукописей, которые были собраны предшественниками Сикстуса IV. Они следовали традициям, которые появилась в четвертом веке при Папе Дамасе I и продолжились Папой Бонифацием VIII, который создал первый полный на то время справочник, а также при настоящем основателе библиотеки Папе Николае V, который объявил ее публичным и оставил после себя более тысячи разных рукописей.

По прошествии короткого периода времени после создания библиотеки Ватикана было уже более трех тысяч оригинальных рукописей, купленных в Европе папскими агентами.

Содержание большого количества работ увековечило для будущих поколений множество переписчиков. В этот период коллекцией были не только богословские писания и священные книги, но и классические произведения на латыни, греческом, иврите, коптском, древнееврейском и арабском языках, философские трактаты, книги по истории, праву, архитектуре, музыке и искусству.

Ватиканская библиотека служит магнитом для ученных всего мира, но для раскрытия ее секретов вам нужно работать со своими средствами, и это непросто. Доступ читателей ко многим архивам строго ограничен.

Для большинства документов вы должны сделать специальный запрос, объяснив причину его интереса. И не факт, что запрос будет рассмотрен положительно. В этом случае историк должен обладать безупречной репутацией.

Что касается секретных архивов Ватикана, то есть частных библиотек Фонда: доступ туда получить практически невозможно.

И хотя официально библиотека открыта для научной и исследовательской работы, каждый день она может вместить только около 150 экспертов и ученых. С таким темпом изучение в библиотеке сокровищ займут 1250 лет, потому что общая длина полок библиотеки, состоящая из 650 стелажей, составляет 85 км.

Ватиканская библиотека является одной из самых охраняемых в мире объектов, потому что ее защита более серьезна, чем любые атомные электростанции. В дополнение к многочисленным швейцарским стражникам, остальная часть библиотеки охраняется усовершенствованной автоматической системой, образующей несколько уровней защиты.

Однако бывают случаи, когда древние манускрипты, которые, по мнению историков, являются достоянием всего человечества, пытаются украсть. Так, в 1996 году американский профессор и искусствовед был осужден за кражу нескольких страниц, вырванных из рукописи XIV века написанной Франческо Петрарки.

Наследие, которое было собрано Римско-католической церковью, значительно увеличилось из-за приобретения, получения подарка или для хранения целых библиотек. Таким образом, Ватикан получил манускрипты из ряда крупных европейских библиотек: Урбино, Палатина, Гейдельберга и других.

Кроме того, в библиотеке хранится много архивов, которые до сих пор не исследованы, доступ к которым можно получить только теоретически. Например, некоторые рукописи Леонардо да Винчи, которые до сих пор не показывают широкой публике. Зачем? Есть предположение, что они содержат что-то, что может подорвать престиж Церкви.

Специальная тайная библиотека — таинственная книга древних индейцев-тольтеков. Об этих книгах мы знаем только, что они существуют. Все остальное — слухи, легенды и гипотезы.

Согласно предположениям, у них есть информация о пропавшем золоте инков. Также утверждается, что они содержат достоверную информацию о посещениях инопланетян на нашей планете, с древних времен и по сей день.

Также есть легенда о том, что в Ватиканской библиотеке есть копия одного из трудов Калиостро. Существует фрагмент текста, описывающий процесс омоложения или регенерации тела:

«пить это, человек в течение трех дней теряет сознание и речь. Частые судороги, судороги, тело действует пот. После этого состояния, когда человек, однако, не испытывает никакой боли, в тридцать шестой день он берет третье и последнее зерно «красного льва» (то есть эликсира), а затем погружается в глубокий спокойный сон, во время которого человек отрывается от кожи, выпадают зубы, волосы и гвозди, из недр пленки … все растёт снова в течение нескольких дней. Утром сорокового дня он покидает комнату нового человека, чувствуя полное омоложение …».

Хотя это описание звучит фантастично, поразительно просто повторить один малоизвестный метод омоложения «Кая Каппа», который дошел до нас из Древней Индии.

Любопытный факт заключается в том, что его чудесная трансформация также заняла сорок дней, потому что большая их часть спала. По истечении сорока дней он выращивал новые волосы, зубы и тело и возвращало молодость и энергию. Параллель с работой графа Калиостро довольно очевидна, поэтому вполне возможно, что слухи об омолаживающем эликсира реальны.

В 2012 году Ватиканская Апостольская библиотека впервые разрешила сделать копии с некоторых своих манускриптов и выставить их на всеобщее обозрение в Капитолийском музее в Риме.

Подарок, который сделал Ватикан Риму и миру, преследовал очень простую цель. «Прежде всего, важно развеять мифы и уничтожить легенды, окружающие эту великую коллекцию человеческого знания», — пояснил он, в то время как Джанни Вендити, архивариус и куратор выставки с символическим названием «Свет во тьме».

Все представленные документы были оригинальными и охватывали период почти 1200 лет, раскрывая страницы истории, никогда ранее не доступные широкой публике. На выставке все любопытные люди смогли увидеть рукописи, папские булы, судебное заключение по делу против еретиков, зашифрованные письма, личную переписку пап и императоров и т. д.

Одним из самых интересных экспонатов являются протоколы судебного процесса Галилео Галилея, була отлучения Мартина Лютера и Микеланджело.

Однако, как вы могли догадаться, публикация всех этих документов для Ватикана никакой угрозы не несло — о них так или иначе было известно раньше.

Многие исследователи считают, что в классификации архивов Ватикана была видна рука масонов, которые считаются самым секретным правительством Земли, о которых все говорят, но которые тем не менее неизвестны. Когда-нибудь мы знаем эти секреты? Хотелось бы верить…

https://cont.ws/@sage/776799

0


Вы здесь » Россия - Запад » БИБЛИОТЕКА » ГОСУДАРСТВО ВАТИКАН: по страницам Православной энциклопедии.