Архимандрит Августин (Никитин)
Неаполь: встреча Востока и Запада. Чудо Святого Януария
«Вестник Европы» 2007, №21
Неаполитанский залив, воды которого часто бороздили российские корабли, воспет многими отечественными поэтами, писателями и художниками. Неаполь был символом земного блаженства, и даже А.С.Пушкин, никогда там не бывавший, в одном из своих крымских писем приводит такие строки: “В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом; я тотчас привык к полуденной природе и наслаждался ею со всем равнодушием и беспечностию неаполитанского Lazzaroni”1.
Но сначала — несколько слов об истории отношений России и Неаполитанского королевства, — здесь нам снова поможет русский поэт. В “Истории Петра” А.С. Пушкин посвятил несколько строк царевичу Алексею — старшему сыну Петра I и Евдокии Лопухиной. Недовольное Петром духовенство подчинило Алексея своему влиянию, и он стал высказывать недовольство петровскими реформами. После смерти своей супруги — Софии-Шарлотты, принцессы Вольфенбюттельской (+1715 г.) у царевича Алексея наступил полный разлад с отцом и он бежал за границу. В записках Пушкина читаем: “Петр получил от Румянцева известие, что царевич находится в Тироле в крепости Эренсберге. Петр требовал его выдачи; цесарь тайно переслал царевича в Неаполь, где и скрыл его в тамошнем замке”2.
Здесь речь идет о “кесаре” — Карле VI (1685–1740), который после смерти своего брата Иосифа I (+1711) стал римско-германским императором и наследником австрийских владений. В 1713 г. Карл VI начал войну за “испанское наследство”, но, согласно мирному договору в Раштадте (1714 г.), он сохранил за собой лишь Неаполь, Милан, Сицилию и Нидерланды. Именно в Неаполь Карл VI и “переслал” царевича Алексея в 1717 году.
Но в конце концов царевич Алексей был возвращен в Россию (1718 г.) и судим. В Успенском соборе Московского Кремля был прочитан манифест Петра I о том, что Алексей лишается прав престолонаследия и, как пишет Пушкин, царевич “причастился… и тут же объявил о двух своих письмах, писанных им из Неаполя, будто бы по наущению Карла VI-го — одно Сенату, другое архиереям”3. “Неапольский эпизод” был вменен в вину царевичу, наряду с прочими обвинениями. Он был приговорен к смертной казни и умер под пытками в том же 1718 году.
Прошло еще несколько десятилетий и Россия установила дипломатические отношения с Неаполем (1778 г.).
(Лишь в 1782 г. за Неаполем последовала Венеция, а затем Турин и Генуя (1783 г.). Грамота Екатерины II неаполитанскому королю Фердинанду о назначении А.К.Разумовского российским полномочным министром в Неаполе была подписана 20 января 1777 г. Сохранилась грамота неаполитанского короля Фердинанда от 30 мая 1779 г. о назначении герцога Сан Никола полномочным министром в С.Петербурге4.
С этого времени выходцы из Неаполя все чаще стали бывать в Петербурге, и это нашло отражение в одном из произведений А.С.Пушкина. В I-й главе “Египетских ночей” повествуется о том, как героя повести — Чарского — в С.Петербурге посетил итальянский художник: “Я неаполитанский художник, — говорил незнакомый, —
обстоятельства принудили меня оставить отечество; я приехал в Россию в надежде на свой талант”5.
Русские путешественники в эти годы также посещали Неаполь. Один из них — потомок знаменитого уральского промышленника Демидова — Никита Акинфиевич Демидов, посетил Италию в екатерининскую эпоху; в своем путевом дневнике, опубликованном в 1786 г., он писал: “Пристань города Неаполя, находящаяся на востоке, составляет четвероугольник около 150 сажен во все стороны простирающейся; она защищена гаванью от востока и полудня, а небольшим болверком от севера. Пристань может вместить в себя 4 корабля о 80 пушках; однакож в бытность нашу в ней стояли только 2 фрегата с несколькими тартанами и двумя галерами6”.
Сойдя с корабля, русские паломники обычно отправлялись на осмотр города и святынь, имеющихся в местных храмах. “Vede Napoli a poi mori” (“видеть Неаполь и после умереть”), — так говорили итальянцы в старину о прекрасной панораме города. Именно здесь особенно почитается память святого Януария (Ианнуария), в честь которого первоначально был наречен дед А.С.Пушкина —
Осип Абрамович Ганнибал. “Дед мой, Осип Абрамович (настоящее имя его было Януарий)… дед мой служил во флоте”7. Писал А.С.Пушкин в автобиографии. Вот еще несколько строк великого русского поэта: “Есть люди, не имеющие никакого понятия о житии того св. угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно, — писал Пушкин. — Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться крайнему их нелюбопытству”8. Но русские паломники, посещавшие Неаполь, отличались “крайним любопытством” и спешили в местный кафедральный собор, чтобы лицезреть святыни, связанные с именем св.Януария.
В XIX столетии Неаполь утратил часть своей романтической атмосферы: там шла интенсивная застройка кварталов, примыкавших к заливу. “Неаполь не похож на прочие итальянские города, точно также как Петербург на чисто русские города, — отмечал один из наших литераторов в 1880-х годах. — Только некоторые кварталы, преимущественно бедные, сохранили еще физиономию итальянских городов; во всех же прочих частях Неаполь — сколок с любого большого города Западной
Европы”9.