Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » #ВОЕННЫЕ АРХИВЫ » Германия-СССР: ВОВ 1941-1945: Запад и память о войне


Германия-СССР: ВОВ 1941-1945: Запад и память о войне

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Фонд
Стратегической
Культуры

Запад и память о войне
Юрий РУБЦОВ
07.05.2016 | 00:00

В среднем только 15% британцев, французов, американцев и немцев считают, что СССР играл ключевую роль в победе над нацизмом во Второй мировой войне. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного в рамках Международного проекта по изучению общественного мнения «Sputnik. Мнения», итоги которого были подведены 5 мая.

Опрошенным предлагалось назвать страну, вклад которой в победу над нацистской Германией был решающим. Половина ответивших назвали США. Интересно, что наибольшее число респондентов, признающих решающую роль за СССР (24%), проживают в Германии. Видимо, сказывается урок, преподанный Красной армией вермахту и осевший в исторической памяти нации. А вот во Франции таковых вдвое меньше – 12%. Старейшая французская компания Ifop, занимающаяся опросами общественного мнения, напоминает, что в 1945 г. приоритет Советскому Союзу при оценке вклада в победу признавали 57% французов.

Такая инволюция общественного мнения на Западе по-своему закономерна: огромные силы и средства брошены на то, чтобы умалить и принизить роль СССР в разгроме германского нацизма. Ибо этот вопрос – о вкладе Советского Союза в Великую Победу – никогда не был исключительным достоянием кабинетных учёных: то или иное его решение неизменно затрагивает политическую злобу дня.

Приведем, в общем-то, широко известные, но не тиражируемые западными СМИ факты и цифры. В вооруженной борьбе на советско-германском фронте участвовало до 81% орудий и минометов, 67% бронетанковой техники, 60% боевых самолетов германской армии. В полосе от Белого до Черного моря летом 1941 г. вели бои 190 дивизий Германии и ее союзников (95,5% общего количества их сухопутных сил), в ноябре 1942 г. – 266 дивизий (95,5%), в январе 1944 г. – 245 дивизий (92,1%). Даже после открытия второго фронта в Европе против Красной армии вели борьбу 195-240 дивизий, на западном же фронте действовало от 56 до 75 дивизий.

Красная армия осуществила против вермахта 37 стратегических операций, союзники на западном фронте – шесть, на итальянском и североафриканском – по три стратегические операции. Важнейшим критерием того, что советско-германский фронт был решающим во Второй мировой войне, являются потери, которые понес на нем вермахт. Здесь было уничтожено 607 вражеских дивизий, в то время как в Западной Европе, Италии и Северной Африке союзники общими силами разгромили 176 дивизий. Из общих потерь люфтваффе, насчитывающих чуть более 100 тыс. самолетов, в боях с советскими войсками Германия потеряла до 77 тыс. Красной армией было уничтожено или захвачено также до 75% орудий и минометов (167 тыс. из 225 тыс.), около 75% танков и штурмовых орудий (48 тыс. из 64 тыс.) противника.

То, что решающую роль в разгроме фашистского блока сыграл именно Советский Союз, его вооруженные силы, признавали в свое время как неоспоримую истину политические и военные деятели многих стран мира. Так, 27 октября 1944 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль в послании к И.В. Сталину писал: «…именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины». Президент США Ф. Рузвельт: «Красная армия и русский народ, несомненно, заставили вооруженные силы Германии идти по пути к окончательному поражению».

Такие объективные оценки сегодня на Западе не в чести. Перелистаем европейскую прессу последних месяцев и лишний раз убедимся, как далеко отстоят от оценок западных лидеров времен войны нынешние представления их сограждан.

«Русские пришли, как спасители, но не были таковыми», неважно, была ли это Восточная Германия, Венгрия или Польша – такова основная мысль американки Энн Эпплбаум «Железный занавес». Одна сцена грабежей, изнасилований, подавления любой общественной инициативы, «разумеется», со стороны бойцов Красной армии и функционеров советских спецслужб сменяет другую. А как иначе? Ведь советский режим был «террористическим», а восточноевропейские страны, откуда Красная армия с огромными для себя потерями изгнала нацистов, на самом деле подверглись «оккупации».

Оккупации? Приведем лишь один пример: когда жители берлинского района Трептов узнали о планах перевода их района из советской в американскую зону оккупации, то обратились к бургомистру с требованием «возбудить ходатайство перед русским командованием оставить район за русскими». За что же это берлинцы так возлюбили «оккупантов», что готовы были предпочесть их американским освободителям?

Энн Эпплбаум возлагает на Москву ответственность и за то, что «во всех странах Восточной Европы проводились этнические чистки, в результате которых оттуда были изгнаны миллионы немцев, поляков, украинцев и венгров».

Упреки не по адресу, госпожа Эпплбаум. Пусть лучше в Варшаве поднимут архивы и расскажут, как польские власти, получив после Второй мировой войны германские земли, зверски согнали с них миллионы коренных жителей, мужчин - убивая, женщин – насилуя, детей – отнимая у родителей. По оценкам Союза изгнанных немцев, потери последних в ходе депортации из Польши составили около 3 млн. человек. Не случайно в 1963 г. канцлер ФРГ Вилли Брандт заявил о том, что следует считать предательством любую попытку забыть тот «крест изгнания», который суждено было нести немецкому народу.

Что, этим зверствам научил поляков советский «террористический режим»?

Об уровне компетентности некоторых западных авторов легко судить по деталям, абсурдность которых даже не имеет смысла опровергать. Бывший главный редактор Daily Telegraph англичанин Макс Хастингс, давая испанской газете АBC интервью по поводу выхода в свет своей книги «Тайная война. 1939-1945», ничтоже сумняшеся заявляет: «Если кто-то в СССР произносил хотя бы слово, которое могло не понравиться Сталину, его расстреливали на месте».

Объективности ради надо сказать, что далеко не все западные авторы готовы изменить исторической правде. Так, Уве Шмит, пишущий для Die Welt, считает, что именно наступление Красной армии в Маньчжурии «нанесло императорской армии смертельный удар», приблизив окончание всей Второй мировой войны.

Чешский политолог Оскар Крейчи не побоялся во всеуслышание заявить: частью победы СССР «было спасение малых центральноевропейских славянских народов. Победа немецких нацистов означала бы ликвидацию чешского, а затем и словацкого народа».

Однако даже сторонники исторической правды не в состоянии полностью преодолеть идеологическую установку на очернение СССР и его армии. В опубликованной в конце прошлого года на «Радио "Свобода"» беседе с французскими историками о сборнике очерков «Мифы Второй мировой войны» подвергается критике ряд мифов и стереотипов, укоренившихся в западном обществе за минувшие после окончания войны 70 лет:

- о слабости советской экономики (Оливье Вивьерка: «Советская экономика оказалась не менее продуктивной в производстве всего необходимого для войны, нежели экономика Германии. На Западе это у многих вызывает удивление, но тем не менее это правда»);

- о якобы вынужденном, превентивном характере нападения Германии на СССР (Жан Лопез: «Согласно этому ошибочному мнению, операция «Барбаросса» лишь на несколько дней опередила готовившуюся атаку Сталина. На мой взгляд, это самый вопиющий современный миф о Второй мировой войне. Масла в огонь, как известно, подлила книга Виктора Суворова-Резуна «Ледокол»… Возмутителен тот факт, что этот тезис, не базирующийся ни на одном историческом документе, подтасовывающий связанные с военной эпохой факты, нашел отклик даже в серьезных академических кругах»);

- о политике Москвы на оккупированной немецкой территории (Оливье Вивьерка: «…советская военная администрация Берлина, несмотря на все сложности, пыталась снабдить город всем необходимым для выживания… Это, конечно, противоречит привычному на Западе мнению о том, что в Красной армии были одни насильники»).

Однако французские историки будто сами пугаются высказанного им опасения, что их книга «Мифы Второй мировой войны» будет воспринята читателем «как зеркало официальной позиции Кремля». И тут же начинают отыгрывать назад, утверждая, что «версия Великой Отечественной войны, которую предлагает россиянам Путин, в огромной степени полна мифов». В пример они приводят якобы пропагандируемый в России тезис о том, что американская военная помощь сыграла второстепенную роль в развитии оборонного потенциала СССР. Еще одно их утверждение сводится к тому, что «Сталин, объективно говоря, помог Гитлеру развязать Вторую мировую войну». Наконец, «еще один момент, о котором в Москве предпочитают не говорить, – масштабы военных преступлений советской армии в Германии». Поскольку «в самой России сегодня хватает мифов о той эпохе, наша книга ни в коей мере не играет на руку тем, кто пытается переписать военную историю», спешат заверить западного читателя французские исследователи.

Даже на этих немногих примерах видно, что тенденциозный, а то и открыто враждебный взгляд на роль Советского Союза в разгроме германского нацизма укореняется в Европе всё больше. И этот взгляд на прошлое в свою очередь прямо влияет на политические отношения сегодня.

http://www.fondsk.ru/news/2016/05/07/za … 40079.html

0

2

Die Welt, Германия

Причиной катастрофы в Сталинграде была бедственная ситуация со снабжением

30.10.2017
Йоханн Альтхаус (Johann Althaus)

Логистика является, возможно, той стороной ведения войны, которую чаще всего недооценивают. Как бы ни были важны современное оружие, машины и боевые воинские подразделения: если не хватает снарядов для винтовок и пушек, горючего для танков и самолетов, подходящего обмундирования и, конечно, провианта для солдат, то любое войско проиграет.

С точки зрения офицеров 6-й немецкой армии, отвечающих за снабжение, уже во время ожесточенных боев вокруг Сталинграда в октябре 1942 года ситуация была довольно катастрофической. Компетентные офицеры еще за несколько месяцев до этого оценили потребность армии ввиду предстоящей зимы в 1452 железнодорожных состава с 600 тоннами груза каждый. Половина из этого количества должна была, собственно говоря, прибыть уже до конца сентября, прежде всего строительные материалы для зимних квартир, теплая униформа и запасы картофеля, овощей, а также корм для 100 000 лошадей армии.

Хотя в третьем рейхе были приготовлены соответствующие грузы, однако к середине ноября солдаты в Сталинграде получили лишь 40% предусмотренного обмундирования — из-за недостатка транспортных мощностей. Чисто арифметически еще до начала распутицы к Сталинграду должны были ежедневно подходить 20 грузовых составов, каждый с 40 вагонами, проехав из третьего рейха около двух тысяч километров.

К тому же лишь три одноколейных и переделанных с советской широкой на немецкую стандартную колею железнодорожных пути вели в занятую немцами часть района вокруг Сталинграда. Даже в мирное время этих мощностей не хватило бы, чтобы снабжать находящиеся там войска. И, конечно, Красная Армия постоянно атаковала эти железнодорожные пути с воздуха или с помощь партизанских отрядов.

Поэтому в середине октября на пути в Сталинград скопилось несколько десятков железнодорожных составов. И в это время до 6-й армии добирались в день в среднем лишь 4,5 грузовых состава, тогда как в нормальной ситуации их должно было быть от восьми до десяти, а с учетом снабжения для предстоящей зимы еще вдвое больше.

В течение месяца иссякли последние запасы мяса. Так как потребность составляла около 6 000 тонн мяса в месяц (7 000 тонн, так как 6-я армия должна была обеспечивать и румынские войска), то на восток погнали огромные стада коров. Каждые четыре недели требовалось по меньшей мере 15 000 животных. Однако к началу осени с ее проливными дождями к западной окраине Сталинграда удалось доставить лишь часть животных. То есть к обычной месячной потребности следовало прибавить еще 1 500 тонн мясных консервов.

3-го октября 1942 года Герман Геринг, глава люфтваффе и формально все еще второй человек в третьем рейхе, выступая в берлинском дворце спорта заявил, что с этого момента немецкие восточные войска могут полностью обеспечивать себя с вражеской территории. Это было бы невозможно, даже если бы для этого потребовалось, чтобы жители оккупированных областей голодали. Наоборот: огромные степи на юго-востоке зоны боевых действий были практически непригодны для сельского хозяйства. К тому же у немногих живущих на этой огромной территории крестьян просто не было запасов, которые можно было бы реквизировать.

В этой связи мало помогло и указание генерал-квартирмейстера Главного командования сухопутных войск Эдуарда Вагнера (Eduard Wagner). 28 октября 1942 года он распорядился, чтобы 6-я армия свободно, без «бюрократических проволочек» получала бы все, что ей необходимо для «поддержания боевой мощи». Вопрос только в том, откуда все это взять?

Еще раньше, 21 октября 1942 года, верховное командование армии обсуждало вопрос о временном приостановлении ожесточенных боев в северной части разрушенного города, «потому что за счет поставок снаряжения и горючего надо было сначала доставить продовольствие».

Слишком поздно было уже и для многих лошадей армии. Десятки тысяч животных были истощены, так как степная трава мало годилась для корма. Поэтому некоторые подразделения решили забивать этих животных, пока их мясо представляло собой хоть какую-то питательную ценность для солдат. «Самое большее половина лошадей» сможет пережить предстоящую зиму, докладывала 6-я армия в Главное командование сухопутных войск.

Поскольку перерыв в боях был просто невозможен, то одновременно сократились и запасы снаряжения. Каждое советское трофейное оружие и прежде всего каждый склад боеприпасов, которые доставались немецким солдатам, уже в ноябре представляли собой большую ценность.

Из 850 кубических метров горючего, которые требовались ежедневно, в действительности удавалось поставлять лишь 456 кубометров. Но без бензина танки и самоходные штурмовые орудия были бесполезны.

В конце октября 1942 года ситуация со снабжением 6-й армии однозначно указывала на необходимость быстрого отступления от Сталинграда. Однако это видели лишь снабженцы, но не Гитлер: он приказал не сдавать ни одного квадратного метра земли и продолжать сражаться изо всех сил. Теперь катастрофа была неотвратима.

http://inosmi.ru/military/20171030/240646636.html
Оригинал публикации: Die Stalingrad-Katastrophe erwuchs aus einem Logistik-Desaster
Опубликовано 28/10/2017 13:46

0

3

Депортация голых немцев из Чехословакии
В телегу вместо лошадей впрягли немцев, а чех ими погонял

Морозов Николай
26 октября 2017

В последние десятилетия тема «советские солдаты изнасиловали сто миллионов немок» стала настолько популярной, что даже неудобно спрашивать о том, как этим красноармейцам  хватило сил и времени при таком напряженном половом графике еще и Берлин взять. А уж описание советских депортаций сороковых годов прошлого столетия давно стало привычным инструментом пропаганды.

Одними из самых усердных обличителей депортаций в СССР являются чехи. При этом они очень не любят вспоминать о том, как проводили депортацию сами. В 1938-1939 годах сдавшаяся без боя Чехословакия была расчленена, Чехия стала протекторатом Богемия и Моравия. Всю Вторую мировую войну чешский народ ударно трудился над изготовлением оружия для гитлеровской армии. Чехи делали самолеты, бронетехнику, стрелковое оружие, боеприпасы с национальной тщательностью. Никто и никогда не пытался сосчитать, сколько же смертей красноармейцев и западных союзников изготовили умелые чешские руки.

Небольшая часть чехов призывного возраста сражалась вместе с Красной Армией и союзниками, но подавляющее большинство исправно работало на Гитлера. Даже организованная англичанами ликвидация гитлеровского наместника Гейдриха в 1942 году и последовавшие вслед за этим массовые казни жителей деревни Лидице не смогли разрушить трогательный симбиоз чешских оружейников и вермахта.

А после разгрома Германии чехи почувствовали себя «народом-победителем» и занялись этническими чистками – изгнанием миллионов немцев с территорий, на которых они жили веками. Усердие в этом вопросе и некая чешская «изюминка» в технологии этнических чисток ставили в сложное положение советских комендантов в приграничных немецких городах:

– Моя комендатура расположена у самой чешской границы, - начинает комендант. - Каждый день мне гонят через границу толпы голых людей. Я их пока сажаю в подвал. Нельзя же, чтобы они в таком виде по улицам бегали, а одеть мне их не во что.

В зале слышится смех. Генерал Богданов спрашивает:
– Как это так – голых?
– Очень просто, – отвечает комендант. – Абсолютно голых. В чем мать родила. Даже смотреть стыдно.
– Ничего не пойму, – переглядывается генерал с другими членами президиума. – Объясните подробней. Откуда эти голые люди?
Комендант объясняет:  – Немцы из Чехословакии. Их чехи раздевают на границе догола, а потом гонят в таком виде ко мне через границу. Говорят: «Вы сюда голые пришли, голые и возвращайтесь». Судетские немцы. Их по Потсдамскому Договору переселяют в Германию. Для чехов это шутка, а для меня – проблема…

В конце-концов, решение было найдено: в качестве одежды советские комендатуры выдавали изгнанным чехами немцам мешки с дырками для головы. Все же не голыми становились депортированные немцы…

Описание голых депортаций – не «советская пропаганда». В СССР о таких проделках чехов вспоминать было никак нельзя. Они же были братьями по социалистическому лагерю. О том, что такое депортация в чехословацком стиле, написал в своей книге «Песнь победителя» бывший советский офицер оккупационной администрации в Германии, убежавший к американцам, Григорий Климов.

Конечно же, раздевали чехи догола жертв этнических чисток вовсе не из любви к нудизму, а из традиционной бережливости.

Санинструктор Надежда Павловна Тимофте (Осуховская), заканчивавшая войну в Чехословакии, вспоминала о том, как чехи с немцами накануне депортации обращались: «Например, они местным немцам на голове выстригли дорожки, чтобы их все сразу отличали. В магазинах их обслуживали в промежуток всего в час. Выводили их на разные работы. И однажды я лично видела, как в телегу вместо лошадей впрягли немцев, а чех ими погонял…»

Пожалуй, даже голая депортация была для немцев не так страшна после их использования вместо лошадей. Все же для них заканчивался период чешского беспредела…

Николай Морозов

https://vpk-news.ru/articles/39567

0


Вы здесь » Россия - Запад » #ВОЕННЫЕ АРХИВЫ » Германия-СССР: ВОВ 1941-1945: Запад и память о войне