Т. И. Апраксина
Между быть и иметь
Историко-психологические аспекты 1917 г.: Материалы XLII Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 4 декабря 2017 г./Под ред. д-ра ист. наук, проф. С.Н.Полторака, СПб.: Полторак, 2017. - 130 с. --- С. 9-12.
Сотня лет — а ведь действительно целый век прошёл с нашей Великой! — с Октябрьской, социалистической! — достаточно, кажется, долгий срок, чтобы перевести восприятие этого крупномасштабного события на надлежащую дистанцию. Абстрагироваться, оторваться от него внутренне, эмоционально мешает, конечно же, столь же вековая протяжённость его последствий. никак не затухающих, не отпускающих из настоящего того, чему пора бы успокоиться в прошлом, как и подобает историческому прецеденту. Однако этот особый прецедент, как если бы незавершённость, недоведённость до надлежащего, хотя, возможно, утопического, идеалистического результата продолжала стимулировать попытки неудовлетворённого народного разума довести дело до конца, не прекращает своего существования и сегодня — прежде всего в качестве психологической составляющей жизни.
Если попытаться без предубеждений и не вдаваясь в детали оценить итоги революционного акта 1917 года с точки зрения его влияния на мировую сцену, то самым заметным и значительным из них можно наверняка посчитать радикальное разделение России с тем, что принято называть "мировым сообществом".
Да что же в этом нового? — напрашивается вопрос. Западные страны — оплот мировой цивилизации — всегда относились к России с оттенком недоверия, даже когда совпадение интересов приводило к дипломатическому дружелюбию и использованию его плюсов. В том-то и дело, что ничего нового! Извечные колебания России между "хочется" и "колется" издавна составляют главную общую характеристику страны, занимающей в глазах Европы (и собственных, привыкших воспринимать себя через мнение Европы) периферийное положение дальней восточной провинции с присущими таковой элементами варварской недоразвитости, чертами чуждого, чужого и потому опасного ментального пространства. С начала XVIII века внешняя и показательная политика Российского государства неизменно выдавала намерение продемонстрировать способность страны соответствовать заданному Западной Европой высокому стандарту разумного прогресса. Тем не менее в самых благоприятных для окончательного соединения с ней ситуациях Россия избегает решающего шага, под всевозможными предлогами отодвигая и откладывая свой шанс получить желаемое — стать, наконец, равноправной частью единого целого прогрессивной объединённой цивилизации. Чему, разумеется, немало способствует и встречная настороженность Запада, сохранявшаяся даже во времена кровных связей тронов с той и другой стороны.