Т.И.Апраксина
ДОМИНАНТА МИФА
Историко-психологические аспекты взаимовосприятия России и Запада: Материалы XLIV Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 17 декабря 2018 г./Под ред. д-ра ист.наук, проф. С.Н.Полторака. СПб.: Полторак, 2018. 165 с. - С. 8-12.
"Почему русским так удаётся будоражить американские умы?" Этот вопрос, поставленный в начало недавней статьи книжного обозревателя "Нью Йорк Таймс" Сэма Таненхауса, действительно уже многие десятки лет занимает прочное место в списке тем, волнующих американцев. Попыткам разгадать великую тайну нет конца, как несть числа желающим за неё взяться.
В самом деле: что заставляет Америку постоянно коситься в сторону России — с любопытством, подозрением, удивлением, страхом, порой, для разнообразия, даже восторгом? Нередко можно встретить намёки на подспудное сходство двух стран, двух главных и не в меру могучих "провинций" матушки Европы, и даже уверения в том, что Америка имеет в лице России не только соперника, подлежащего обезвреживанию, но и симметричного восточного двойника — опасного близнеца, попадающего во все те ловушки, которых самой Америке удаётся счастливо избежать.
Так или иначе, Россия остаётся самой непонятной среди других, самой непостижимой для американцев страной, но в чём причина этой непонятности, никто пока определить не сумел, несмотря на растущее количество специалистов и постоянное совершенствование их обучения. Загадочность пресловутой "русской души", само существование каковой уверенно отрицается, выходит нераспознанной из-под любых исследовательских микроскопов. Пугающая необъяснимость, как водится, составляет главную притягательность объекта изучения.
Будет ли справедливым сказать, что со стороны России наблюдается столь же горячее рвение постичь тайны скрытой пружины американского миропонимания? Вряд ли. Жителям России, относящимся к американцам с симпатией, как и гражданам прочих, впрочем, стран, Америка в лице Соединённых Штатов представляется на практическом житейском и коммерческом уровне (о других уровнях задумываются редко) зоной в общих чертах осуществлённых грёз (при естественном наличии некоторых недостатков), пространством устроенности, РЕШЁННОСТИ большинства одолевающих человека в жизни затруднений, страной, о которой всё необходимое более или менее уже известно. Самый западный Запад. Квинтэссенция западности плюс свобода от западных видов традиционализма.
Что важней, даже наиболее критически настроенным в отношении Америки россиянам незнакомо присутствие того неустранимого параноидального оттенка чувств, который отличает отношение американцев к России.