Жельвис В.И.
Эти странные русские
БИЗНЕС
Русские терпеть не могут бизнес. Все бизнесмены – мошенники по определению. Как гласит русская пословица: "От трудов праведных не наживешь палат каменных". Если американец встретит миллионера, его первой мыслью будет: "Какой это, должно быть, умный и способный человек!" Первая мысль русского в той же ситуации наверняка будет: "И где только этот мошенник столько нахватал?"
Как говорится в популярной шутке:
– Что такое русский бизнес?
– Это украсть ящик водки, продать его, а потом на все деньги купить водки.
Торговлю как род занятий русские избирают неохотно. Каждый согласится, что это аморально – покупать задешево, а продавать дороже, чем сам купил. Купцы и владельцы магазинов широко известны своей жадностью: "Кровопийцы на теле несчастного пролетариата, вот кто они такие! Правы были большевики, что расстреливали и сажали их, негодяев!" При такой философии делать бизнес в России – это для людей смелых и отважных. Удивительно ли, что, к примеру, монополию торговли на русских рынках захватили предприимчивые азербайджанцы? Даже если за прилавком стоит русская женщина, это совсем не означает, что у хозяина прилавка русская фамилия.
Для деловых отношений в России характерна определенная семейственность. Святое дело – после рабочего дня пойти всей бригадой пить пиво или даже что-либо покрепче. Два бизнесмена тоже предпочтут улаживать спорные вопросы где-нибудь в интимной обстановке за бутылочкой. Однако "вертикальные" отношения такого рода – визит рабочего на квартиру босса и тем более наоборот – маловероятны.