Чёрный рыцарь
По материалам: http://www.warmen.ru/rycar.html
«Чёрный рыцарь» — в Средние века, рыцарь, который не имеет при себе геральдических опознавательных знаков, что могло быть обусловлено либо отсутствием у рыцаря таковых, либо желанием скрыть собственную личность или личность своего сеньора.
Поскольку обретение и передача геральдической символики была возможна только среди нобилитета и строго регламентировались правилами наследования, простой воин не имел герба и не располагал индивидуальными цветами. Такие воины часто становились наёмниками и, не имея собственного оруженосца или пажа, красили доспехи в чёрный цвет, чтобы защитить их от ржавчины. Не состоящие в вассальных отношениях опытные и вооружённые воины были достаточно могучей и непредсказуемой силой, вследствие чего вызывали недовольство королей. Подобная независимость сама по себе шла вразрез с традициями феодального строя и не одобрялась. Своей негативной окраской термин не в последнюю очередь обязан этой точке зрения.
Термин «чёрный рыцарь» также использовался в отношении рыцаря, который намеренно скрывает свои символы. Причиной сокрытия собственной личности могло стать участие рыцаря в рискованной политической интриге или действиях, не соответствующих его высокому социальному статусу.
Роль в культуре
Чёрный рыцарь обычно изображается как рыцарь-одиночка и умелый боец. Почти всегда это отрицательный персонаж. Впервые чёрный рыцарь появляется в легенде Артуровского цикла.
В романе Вальтера Скотта «Айвенго» Король Ричард носит чёрные доспехи и в начале упоминается как «Чёрный бездельник» (фр. le Noir Faineant).
В фильме «Монти Пайтон и Священный грааль» есть эпизод с участием Чёрного рыцаря. Это одна из самых известных сценок в фильме.