Владельцы собак не всегда правильно понимают их поведение. Так, человек, недостаточно хорошо знающий законы, определяющие поведение животного, склонен видеть в поведении своей собаки осмысленные действия, тогда как на самом деле речь идет о типичном проявлении инстинктов. Те же самые действия, которые вызвали у хозяина подозрение в «разумности», собака может проделать тогда, когда в этом не будет никакой необходимости. Со многими инстинктами у собаки связано «приятное» чувство, поэтому она будет радоваться, когда вы, к примеру, соберетесь с ней на прогулку. Или на примере волчонка, который сначала не знал, что птенцы — это пища, но «вкусовой раздражитель» включил пусковой механизм охотничьего инстинкта. Здесь как раз нет никаких разумных действий. Для того, чтобы успешно воспитывать собаку, нужно понять ее.
Не стоит, однако, забывать, что теория образования условных рефлексов была разработана И. П. Павловым на рубеже XX века. Она является фундаментальной, то есть определяет основные понятия науки о поведении, но не объясняет сложных форм поведения собаки (не говоря уже о человеке). Теория Павлова не может объяснить, например, ассоциативное обучение и многое другое.
Немногим более 50 лет назад академиком П. К. Анохиным была разработана теория функциональных систем. С позиции этой теории поведение и человека, и собаки (в этом мы похожи) в основном определяют естественные биологические и социальные потребности. То есть, если мы хотим есть, мы готовим себе еду (собака стучит по миске для еды), если угрожает опасность — спасаемся. Несмотря на то, что одновременно потребностей у человека и собаки может быть несколько, в каждый конкретный момент в реальное поведение может преобразовываться лишь одна из них — самая сильная. Например, если сейчас собака играет, это не значит, что она не хочет есть или пить. Характер поведения любого живого существа определяется в основном той потребностью организма, которая в данный момент доминирует. Для того, чтобы удовлетворить эту потребность, и возникает сложное по своей структуре целенаправленное поведение.
Закономерности, лежащие в основе функциональной системы поведения, следующие. Возникающая потребность, например, в пище, посредством ряда определенных сигналов поступает в мозг. Эти сигналы запускают деятельность мотивационных центров мозга, затем формируется мотивационное возбуждение, распространяющееся на различные области мозга. Мотивация активизирует в памяти то, что связано, скажем, с процессом удовлетворения чувства голода. Так, если вы голодны, у вас есть выбор: приготовить еду или пойти в кафе. Вы начинаете мысленно анализировать тот и другой вариант, выбирая, что вам больше подходит в данный момент. Когда вы приняли решение и приступаете к его выполнению, вы уже заранее предвидите результат, то есть у вас существует некоторое предвидение результата (модель). По ходу действий вы можете сличать реально полученный результат с «модельным».
На самом деле все эти действия происходят настолько быстро и «автоматически», что мы не замечаем отдельных этапов. Также и собака. Значит, можно сказать, что поведенческие реакции и действия определяет мотивация. У одного и того же организма один и тот же стимул не всегда вызывает одинаковую реакцию, в зависимости от разнообразия воздействующих факторов. Эти воздействия и называются мотивацией.
Если собака обучается определенному действию, за выполнение которого следует награда — лакомство (пищевое поощрение), то у собаки возникает пищевая мотивация: для того, чтобы получить лакомство, она выполняет определенное действие. Но необходимо учитывать, что у собаки в любой момент может возникнуть другая мотивация вместо пищевой. Например, рядом могут появиться другие собаки, и ваша захочет поиграть или подраться с ними сильнее, чем получить лакомство. Поэтому прежде, чем ругать собаку за невыполненную команду, выясните, по какой причине это произошло.
Еще одна причина возникновения непонимания между человеком и собакой состоит в характере видения, восприятия своей собаки хозяином. Тип восприятия влияет прежде всего на отношение кхвоему питомцу и, как следствие, на формы воспитания и методы дрессировки. Собака — живое существо со своим характером и привычками. Именно это и забывает человек, который хочет переделать собаку «под себя».
Дрессировщик В. Варлаков выделяет несколько основных типов восприятия собаки человеком. Первый тип — это «автомат». Есть люди, которые свято верят и буквально понимают теорию условных рефлексов Павлова. Они считают, что собака способна воспринимать только команды и не может реагировать на другие слова. Из собаки вырастает хороший исполнитель (таких собак особенно много в служебных питомниках), который не способен к общению с человеком (этакий «маугли»). Такая собака неинтересна, она не может стать, при всех своих замечательных служебных качествах, полноценным компаньоном. Второй тип похож на первый — это собака-«мебель». Человек, который заводит собаку с утилитарной целью — охрана, веяние моды, и т. д., воспринимает ее как домашнюю «мебель». В результате из собаки также вырастает «маугли», т. е. существо, которое способно на простейшие действия, но не способное к контакту с человеком. Воспринимая собаку как вещь, человек, безусловно, обделяет себя. От такой собаки можно добиться послушания, но не ее собственной инициативы. И когда, вырастив такую «вещь» вместо собаки, человек пытается требовать от нее понимания или любви к себе, он, естественно, ничего не может добиться. Вспомним историю самого Маугли и детей, которых вырастили животные. После определенного возраста их уже невозможно переделать и вернуть в человеческое общество. Так же происходит и с собаками, которые воспринимаются, как «автомат» или «мебель».
Другая крайность — восприятие собаки как «ребенка» или «игрушки». Это на самом деле не самый плохой тип восприятия, если не слишком увлекаться. Уже упоминалось о том, что собаки предпочитают быть обученными. Выполнение команд — своего рода «деятельность» собаки, примерно такая же, как работа или хобби для человека. Если собаку только балуют, пичкают конфетами, целуют в нос или пытаются общаться с ней на равных — ничего хорошего не происходит. Собаке становится скучно, но это только полбеды. Собака, у которой нет лидера в стае, чувствует себя незащищенной и становится трусливо-агрессивной. Это касается даже декоративных собак: придумайте им «занятие», обучите командам, и ваши «игрушки» доставят вам гораздо больше радости.
Некоторые люди заводят собак, чтобы было, на ком сорвать злость, и собака превращается в «мальчика для битья». Этот тип восприятия не имеет смысла рассматривать, так как это психическое заболевание, которое требует лечения.
Хорошо, отрицательные типы восприятия мы рассмотрели. А что же такое «просто» собака? Постараемся сформулировать это так: просто собака — ваш друг и спутник, но не человек. Ее нужно любить, но нежелательно баловать. Собаку нужно воспитывать, но нельзя издеваться над ней. У собаки должен быть непререкаемый авторитет — хозяин и свое место в доме. Человек несет ответственность за собаку и, может быть, большую, чем за ребенка: ведь ребенок обладает свободой действий, а собака — нет.
Правильное отношение человека к собаке, наверное, можно выразить словами Джека Лондона: «Собака — не друг, а слуга человека, человек — ее бог, могущественный, грозный и вместе с тем милостивый и справедливый».