Барабан нашел на плинтус
По материалам: Журнал «Власть» № 48 (851) от 07.12.2009
Самая известная история такого рода случилась во Франции полвека назад. Это произошло в сезон 1958-1959 года, когда на экраны вышли два фильма молодого режиссера Клода Шаброля — "Красавчик Серж" и "Кузены", а на Каннском фестивале были показаны "Хиросима, любовь моя" Алена Рене и "Четыреста ударов" Франсуа Трюффо. Сам термин "новая волна" принадлежал журналистке еженедельника L`Express Франсуазе Жиру и относился сначала к новым настроениям молодежи и только впоследствии был привязан к кинематографу.
Первой ласточкой "новой волны" считается Аньес Варда с ее ранними документальными лентами. Лидерами движения стали Жан-Люк Годар, автор фильма "На последнем дыхании", и Франсуа Трюффо. За ними стояла интеллектуальная поддержка журнала Les cahiers du cinema, основанного Андре Базеном, который считается крестным отцом "новой волны". Основная идея молодых кинематографистов состояла в том, чтобы противопоставить себя "папиному кино" в лице Андре Кайатта, Жана Деланнуа, Рене Клемана, Клода Отан-Лара и других мастеров национального мейнстрима.
Многие из режиссеров "новой волны" сначала были кинокритиками и расправлялись с "папиным кино" посредством пера. Потом, поменяв профессию, вышли из павильонов на улицы. Они предложили более современную, импровизированную манеру съемки, сменили галерею лиц французского кино, приведя на экран взамен статусных звезд целую плеяду талантливых молодых исполнителей. В то же время основоположники "новой волны" с пиететом относились к американскому кино, их кумирами были Альфред Хичкок, Ховард Хоукс, Николас Рей и другие режиссеры, которых тогда не принято было относить к высокой культуре. Соединение новой свободной эстетики и классического жанра принесло свои золотые плоды: "новая волна" стала одним из главных событий мирового кинематографа середины ХХ века.
Также чрезвычайно важен был политический контекст движения. В 1958 году в умеренных судорогах умирала Четвертая республика, страна переживала кризис краха колониализма и тупика алжирской войны. Выход был найден в приходе к власти генерала де Голля, который "спас нацию". Подспудным девизом молодых кинематографистов стал: "Обновленной Франции — обновленное кино". Но это не значит, что все встречали "новую волну" на ура. Достаточно сказать, что фильмы "Любовники" Луи Маля и "Опасные связи 1960 года" Роже Вадима (еще ранее вызвавшего скандал картиной "И Бог создал женщину") были подвергнуты моральной обструкции, а против последнего было даже заведено уголовное дело.
Как принято во Франции, государство довольно активно помогало режиссерам и продюсерам, выплачивая им субсидии, которые назывались "авансом в счет сборов". По идее аванс должен был быть возмещен, как только фильм начинал приносить прибыль, но на практике он возмещался редко и служил скорее формой безвозмездной поддержки. Правда, совсем новым постановщикам получить аванс было нелегко, и, например, Трюффо и Шаброль вкладывали в свои первые проекты деньги богатых родственников, жен и друзей. Однако успех "новой волны" изменил отношение к новичкам: они вошли в моду и стали задавать тон в киноиндустрии, существенно потеснив "папино кино".
Нет практически ни одной крупной кинематографии, которая в том или ином варианте не переживала бы подобной смены вех, конфликта режиссерских генераций и расцвета новых альтернативных движений. Общим правилом (хотя бывали и исключения) можно считать то, что эти новации и перемены возникали в ситуации глубокого политического кризиса или его предвосхищали. Итальянский неореализм возник буквально на руинах Второй мировой войны. Как и у французов, только на десятилетие раньше, движущей идеей стало противостояние рутинному коммерческому кино (к тому же скомпрометированному сотрудничеством с фашизмом). Была и интеллектуальная поддержка в лице левого журнала Bianco e Nero. Фильмы Роберто Росселлини ("Рим, открытый город"), Витторио Де Сики ("Похитители велосипедов"), Лукино Висконти ("Земля дрожит") стали классикой нового движения, оказавшего огромное влияние на мировой кинопроцесс. Из недр неореализма вышли и Феллини с Антониони, ему отдал дань молодой Пазолини.
Самый благоприятный период для возникновения "новых волн" пришелся на конец 1950-х — начало 1970-х годов, когда мир в целом переживал глобальные перемены. Крах Британской империи подготовил почву для появления английского кинематографа "рассерженных молодых людей". Фильмы "Оглянись во гневе" Джона Осборна, "Вкус меда" Тони Ричардсона, "Такова спортивная жизнь" Линдсея Андерсона открыли миру неизвестную Англию фабричных задворок, кухонь, неприглядного быта. Они обозначили взлет социального британского реализма, который до сих пор сохраняет свои высокие позиции.
Чехословацкая "новая волна" возникла подспудно, когда страна еще переживала эпоху социалистического застоя. Но молодые режиссеры Вера Хитилова ("Маргаритки"), Милош Форман ("Черный Петр", "Любовные похождения блондинки"), Иржи Менцель ("Поезда под пристальным наблюдением") сломали каноны соцреализма и предложили свежую модель кино с активным использованием парадокументальных приемов, а также традиций чешского сюрреализма и абсурдистского юмора. Все это стало предтечей Пражской весны и ее драматического разгрома в 1968 году.
Продолжение