Андреев. У меня пока нет записавшихся. Записываться надо.
Шкирятов. Надо подготовиться ораторам.
Андреев. Тов. Эйхе, давайте.
Эйхе. Я не могу, не готов, я буду завтра выступать.,
Сталин. Надо сделать пробный выход.
Ярославский. Я прошу записать меня.
Сталин. Вот, Ярославский.
Андреев. Слово имеет т. Ярославский. [В верхнем левом углу имеется пометка: «Стенограмма исправлена мною. Ем. Ярославский. 27.11.37 г.».]
Ярославский.
Тов. Жданов очень правильно сказал, что антирелигиозная пропаганда находится в состоянии анабиоза, подчеркиваю: не только «Союза воинствующих безбожников», а вся антирелигиозная пропаганда, которой должен заниматься не один «Союз безбожников».
Я взял слово по этому вопросу и, может быть, рад тому, что т. Жданов поставил этот вопрос больше чем кто-либо, потому что в течение последних, по крайней мере, трех лет почти совершенно невозможно было поставить всерьез этот вопрос перед какой-либо руководящей партийной организацией. Вы все знаете, что большинство райкомов, большинство партийных организаций считают, что с антирелигиозной пропагандой покончено, хотя нет ни одного постановления Центрального Комитета, которое разрешало бы кому бы то ни было прекратить антирелигиозную пропаганду. На местах вы ее ликвидировали, как почти ликвидировали во многих организациях фактически осуществление устава нашей партии в отношении выборности организаций, что видно из доклада т. Жданова.
Такого рода отношение к вопросу об антирелигиозной пропаганде нельзя рассматривать иначе, как вредное оппортунистическое благодушие.
Не забудьте, что религиозные организации представляют собой организацию для подготовки антисоветских выборов по всей стране. Имеется около 39 тыс. зарегистрированных религиозных организаций, примерно около миллиона одного только актива. (Голос с места. Существуют и сейчас?) Да. Каждая религиозная организация по закону регистрируется. Для того, чтобы зарегистрировать организацию, надо представить список около 20 человек — «двадцатку» — церковный совет, а в некоторых церковных советах членов гораздо больше. Таким образом, мы имеем по меньшей мере миллионную организацию церковного актива, группирующую около себя всех верующих. (Межлаук. Вы преуменьшаете, наверное. Чубарь. Разве это «Союз безбожников»?)
Это, конечно организация, работающая против «Союза безбожников».
Причем я не преуменьшаю и не преувеличиваю, а пользуюсь официальными данными. Но вы не успокаивайтесь, что этих религиозных организаций имеется всего около 39 тысяч, ведь существует очень много сектантских организаций, не зарегистрированных, подпольных, тайных,— быть может, несколько тысяч по всей стране. Многие исполкомы и райкомы решили, что все дело заключается в том, чтобы закрыть побольше церквей. Тов. Сталин
{14}
в свое время, когда речь шла о головокружении от успехов коллективизации, правильно высмеял такое положение, когда люди начинали коллективизацию с закрытия церкви.
Вместо того, чтобы систематически вести серьезную антирелигиозную работу, многие думают, что все дело заключается в том, чтобы побольше закрыть церквей и лишить таким образом верующих возможности отправлять богослужения. Эти верующие устраивают подпольные богослужения, что гораздо опаснее для нас, потому что они собирают в этом религиозном подполье самых оголтелых людей, устраивают антисоветские организации. Возьмите, например, вопрос о сектантах. Если до революции в России были гонения по отношению к сектантам, мы им говорили, что их преследует царское правительство, опирающееся на господствующую церковь, но ведь господствующей церкви в СССР нет. И вот теперь сектанты говорят так: если при царизме нас преследовали, то теперь мы сравнялись с другими религиозными организациями, теперь мы находимся не в лучшем положении, чем они. Поэтому теперь обычно и церковники и сектанты действуют заодно, когда дело идет о советской власти, о коммунизме.
Административных мероприятий, мне кажется, проводится больше, чем нужно, как раз там, в тех организациях, где настоящей антирелигиозной работы не проводится.
Имеется опасность, которая заключается в том, что у нас преуменьшают число верующих и их вес. У нас нет точных данных переписи. Но о чем говорят отдельные выборочные обследования? Вот, например, две цифры последней переписи по Саратовской области: по Черкасскому району 78,9% верующих, по Баландинскому — 52,2%. А ведь есть районы еще похуже, т. е. с еще большим числом верующих. В Курской области и в ряде других областей Имеются села, колхозы, где подавляющее число верующих, вплоть до того, что, как т. Жданов говорил, председателем колхоза выбирают псаломщика. Большое число председателей колхозов является в то же время и церковными старостами; среди председателей церковных советов в Горьковском крае — 4% рабочих.
Конечно, нельзя изображать дело так, что все религиозные люди — наши враги,— такая точка зрения была бы в высшей степени опасной, и наша обязанность предостеречь, что во время выборов нельзя делить трудящихся на верующих и неверующих. Дело заключается в том, чтобы эту все еще значительную отсталую часть населения — верующих привлечь на нашу сторону, оторвать их от всяких церковников, вырвать из-под влияния религиозных организаций. Ясно, что это дело, конечно, не одного «Союза безбожников». «Союз безбожников» — я этого не собираюсь отрицать — работает плохо. На меня, председателя этого Союза, за последнее время часть товарищей смотрит как на какого-то чудака, еще занимающегося работой, которую все давным-давно забросили и не считают нужной, полезной работой. И нужно было выдержать это равнодушие, чтобы продолжать в этих условиях антирелигиозную работу.
Я должен вам сказать здесь, что наши антирелигиозные организации лишены почти всех тех средств, которыми они могли бы вести успешную пропаганду. Когда дело шло о сокращении вообще газет из-за того, что у нас нет бумаги, взяли, лишили, закрыли единственную антирелигиозную газету «Безбожник», лишили «Союз безбожников» этой единственной газеты, которая выпускалась раз в несколько дней. «Безверник» на Украине прикрыли, целый ряд национальных органов антирелигиозной пропаганды закрыли. Отдел культуры и пропаганды и отдел печати помогли ликвидировать антирелигиозную печать, я считаю, что это совершенно неправильно, что это не в интересах партии.
Дело заключается теперь в том, чтобы нам помочь, а то ведь антирелигиозные кадры сейчас уже кое-где совершенно разбежались. Необходимо, чтобы партийные организации этим делом занялись, чтобы наша общая печать тоже вспомнила, что на ее обязанности лежит выполнение одного из пунктов программы нашей партии, в котором говорится о необходимости вести антирелигиозную работу. Дело заключается в том, чтобы
{15}
профсоюзы не отделывались от этой работы. Это я говорю, т. Шверник, вам в особенности, что нельзя отделываться профсоюзам от этой работы. Дело заключается в том, чтобы комсомол с его организациями помнил, что на его плечах лежит забота о молодежи. Духовенство сейчас тащит молодежь к себе, вплоть до того, что попы организуют футбольные площадки около церковных оград, организуют хоры, которые ходят в избы-читальни и поют, муллы обрезывают пионеров, и пионеры лежат по две недели больные и не ходят в школу,— такие факты наблюдаются в Крыму, Татарии и на всем мусульманском Востоке.
Это все серьезнейшие вопросы, и хорошо, что пленум ЦК ВКП(б) остановился на них. Об этом конечно, не надо особенно шуметь, нельзя выпячивать этот вопрос, как какой-то главный вопрос, но пленум ЦК ВКП(б) должен сказать об этом настолько ясно, чтобы все на местах поняли, что антирелигиозную работу ЦК нашей партии не ликвидировал, никогда такой директивы никому не давал и ликвидацию ее считает ошибкой. Оргбюро ЦК ВКП(б) поставило этот вопрос в порядок дня ближайшего заседания, где заслушают отчет Центрального] Совета «Союза безбожников» и заслушают отчет отделов ЦК, которые должны руководить этой работой. Я уверен, что ЦК ВКП(б) примет отвергнутое решение по этому вопросу. Но хорошо, если пленум ЦК ВКП(б) скажет, что антирелигиозную работу надо улучшить, поднять, поддержать,— это будет решающей директивой, которая поможет в таком серьезном вопросе провести правильную политику. С одной стороны, надо предупредить возможность искривления линии партии в отношении верующих, недооценку их, пренебрежение ими, а с другой стороны, надо ликвидировать правооппортунистическую практику ряда организаций, прекративших у себя полностью антирелигиозную работу.
Андреев. Слово имеет т. Варейкис.
Варейкис.
Доклад т. Жданова на нашем пленуме с достаточной полнотой показал и вскрыл основные недостатки организационной и политической партийной работы. Поворот в политической жизни страны, происходящий в связи с принятием новой Конституции, требует, как об этом сказано в проекте резолюции, чтобы сама партия, в первую очередь, до конца проводила внутрипартийную демократию и строго соблюдала принципы демократического централизма. Я думаю, что самым основным вопросом во всей этой перестройке является переход к новым формам выборов партийных органов, к закрытым выборам при тайном голосовании. Этот новый организационный шаг, это предложение, которое вносится на обсуждение пленума ЦК, оно должно, мне кажется, помимо всего прочего создать и создаст наверняка новые предпосылки развития политической активности, дальнейшего развития внутрипартийной критики и возможности для более быстрого выдвижения и воспитания нового слоя партийного актива.
Каждый из нас, работающий на месте, в крае, области, наблюдает, как сравнительно туго, медленно складываются, выдвигаются, воспитываются новые кадры партийного актива. Мне кажется, что это есть искусственные трудности. Они объясняются не только тем, что недостаточное внимание обращалось политическому воспитанию партийного актива. Разве не известно, что из-за недостатка людей нам приходилось часто перебрасывать из одного места в другое один и тот же круг людей, работников. Часто происходит так: провалится работник в данном районе. Его берут, сажают на некоторое время в крайком или обком инструктором, зачисляя вроде в резерв, в запас. Он посидит там месяц-два и уже забывают его ошибки, и снова начинают выдвигать такого, не раз провалившегося работника. (Сталин. Вот насчет выборности,— актив мешает?)
Нет, выборности актив не мешает, а несоблюдение нами выборности затрудняет воспитание актива. Из этого у нас и происходило, что мы имели в своем распоряжении недостаточные кадры партийного актива и слабо шел рост, выдвижение новых работников. Закрытые выборы (тайное голосование кандидатов), безусловно, помогут выдвижению новых людей и созда-
{16}
ются этим возможности настоящей, действительной проверки авторитета, влияния работника, отношения партийных масс к работникам, руководителям. Это будет также замечательная проверка работы партийных комитетов, проверка подлинного политического отношения к ним партийных масс. Несомненно, все это поможет выдвинуть нам новые кадры выросших в борьбе за социализм людей. Это будет также одна из форм политического воспитания и воспитания большевистских организационных навыков в партийной работе как для руководителей, так и для широких масс партийного актива, для выдвижения, большевистского воспитания новых кадров партии Ленина — Сталина.
Несколько замечаний о нашей политической агитации вообще и агитации в связи с предстоящими выборами в Верховный Совет. С политической агитацией у нас дело обстоит недостаточно удовлетворительно. Еще хуже обстоит с кадрами партийных агитаторов и пропагандистов. Недавно на Дальнем Востоке я был в некоторых красноармейских частях, расположенных в Ново-Киевке, Славянке, Барбаше в Посьетском районе на Тихоокеанском побережье, на пограничных заставах среди пограничников. Даже в красноармейских частях и во флоте, где сравнительно регулярно налажено освещение политических событий, всюду ощущался огромный интерес, огромная потребность у красноармейцев и краснофлотцев услышать о международном положении, о том, что происходит в нашей стране, о жизни нашей партии, о том, как идет жизнь в крае.
Ничто не способно заменить боевой большевистской агитации, ничто не может сравняться силой воздействия на массы, как живая политическая речь, агитация. Я должен прямо сказать: мы за последние годы недостаточно занимались агитацией. Выступали на заводах политические работники и руководители только в связи с какими-либо кампаниями. Например, происходят сборы средств добровольных отчислений для рабочих Испании, в связи с этим иногда, и то весьма редко, выступали. (Сталин. И адреса вождю посылали.) Да, рапорта, адреса, приветствия, правильно, бывает это и притом с излишком. Много парадности и трескотни, но настоящей политической агитацией мы занимаемся очень мало, а между тем агитация необходима. На Русском острове во Владивостоке мы собрали моряков, и я им сделал сообщение о международном положении нашей страны. С каким огромным интересом они слушали сообщение. Вообще всюду, где только выступаешь, на заводах, в красноармейских частях, люди с огромным интересом выслушивают сообщения и доклады о внутреннем и международном положении.
Необходимо возобновить и, может быть, гораздо шире развить те традиции, которыми мы, большевики, в свое время очень широко пользовались во время гражданской войны, когда периодически ставили доклады на рабочих собраниях о текущем моменте и через известные промежутки ставили доклады о положении в стране, о внешнем положении нашего государства. Все это теперь необходимо возобновить, особенно в связи с предстоящими выборами в Верховный Совет и местные советские органы.
У трудящихся, рабочих, колхозников выросло, поднялось чувство хозяина своей социалистической страны. Это предъявляет ко всем руководителям требование, чтобы они чаще, аккуратно отчитывались перед массами и держали их постоянно в курсе всех событий общественной жизни социалистического государства. В эту область работы мы должны внести поправки. Я знаю по личному опыту, что за последние годы мы крайне недостаточно выступали среди беспартийных масс.
Если у нас будет продолжаться подобное отношение к политической агитации, если мы будем передоверять политическую агитацию второстепенным, притом мало опытным агитаторам, то мы много потеряем и не достигнем тех результатов, к которым стремимся в связи с предстоящими выборами. Партия должна поднять свою работу на наиболее высокий уровень. (Сталин. Тов. Варейкис, а все-таки без кооптации можно обойтись? Веселое оживление в зале). Разумеется, т. Сталин, можно. Мы недопустимо злоупотребляли кооптацией, нарушая устав.
{17}
Это происходило в большинстве организаций. Возьмем для примера бюро Дальне-Восточного крайкома. Из 18 членов бюро половина кооптированных, в том числе и оба секретаря крайкома — первый и второй— кооптированы, (Голос с места. По уставу в бюро полагается 13 членов?) Для Дальнего Востока сделано исключение особым постановлением ЦК партии. (Сталин. Все-таки обойтись можно без кооптации? Веселое оживление в зале.)
Безусловно, можно. Практика кооптации является одним из крупнейших недостатков нашей организационной работы, она означает нарушение партийного устава, выборности и подрывает основы демократической организации нашей партии и правильных отношений ответственных, руководителей с массами. Кооптация помогает Проникать в комитеты людям, которые при выборах едва ли бы туда попали.
В связи с предстоящими выборами больше внимания мы должны уделять улучшению печати. Надо поднять газеты, роль нашей печати. В тезисах т. Сталина, которые мы будем особо обсуждать на пленуме, об этом достаточно ясно говорится. Нам необходимо как можно выше поднять нашу печать, сделать газеты боевыми, острыми. Ибо дело агитации, дело политической партийной пропаганды, дело организации, масс невозможно обеспечить по-настоящему,. если не поставить хорошо печать — этот важнейший рычаг массовой организации и партийного, политического воздействия на трудящихся, руководства коммунистической партии трудящимися.
Предложения, представленные нам на обсуждение на данном пленуме, должны быть приняты, ибо только предпринимая такой решительный поворот, мы добьемся устранения и изживания серьезных недочетов в партийной работе. Мы должны сделать для себя все необходимые выводы из доклада т. Жданова, со всей большевистской резкостью и последовательностью повернуть в нашей партийной практике и многопарадности. У нас хромает самокритика. Не хватает настоящей организационной коллективной работы в партийных комитетах, в бюро комитетов. Подменяют большевистскую работу выдумками, вроде этих самоотчетов, примеры которых приводил в своем докладе т. Жданов. Они широко практиковались не только в тех организациях, о которых т. Жданов упоминал, но и во многих других. (Гамарник. Во всей партии.) Так, например, в Хабаровске, пленум Далькрайкома ВКП(б) в ноябре прошлого года в своем, решений по итогам проверки партийных документов принял целый раздел «О самоотчетах коммунистов». В этом неправильном решении обязывают райкомы организовать самоотчеты коммунистов. Это есть, конечно, извращение большевистских организационных принципов партийной работы. Выводы. Мы должны решительно приняться за исправления всех организационных ошибок, допущенных в практике партийной работы.