Шедевры авиации (часть 1)
25 самых выдающихся самолетов в истории отечественной авиации
26 августа 2015
2015 год — юбилейный для ВТБ. Банку исполняется 25 лет. Сотрудничество с предприятиями авиационной промышленности всегда было одним из важнейших направлений работы Банка. В дни открытия МАКС-2015, спонсором которого выступает ВТБ, мы решили вспомнить 25 наиболее выдающихся самолетов, созданных отечественной конструкторской школой. Предлагаем вашему вниманию первую часть нашего обзора.
1. С-22 «Илья Муромец» (первый полет — 23 декабря 1913 г.). Созданный в 1913 году под руководством русского конструктора Игоря Сикорского, этот самолет стал первым в мире пассажирским самолетом, причем оснащенным спальными комнатами с ванной и туалетом, а также прогулочной палубой на крыше. Он же стал и первым бомбардировщиком и вообще прародителем всей мировой многомоторной авиации. Сейчас в это трудно поверить, но перед Первой мировой войной большинство конструкторов были убеждены, что самолеты достигли предельно возможного для них размера. Считалось также, что невозможно использовать на крылатой машине более одного двигателя, поскольку при выходе из строя второго возникнет дисбаланс тяги и тогда самолетом невозможно будет управлять. Сикорский в 1913 году поставил не два, а четыре двигателя в ряд на крыло своего самолета С-21 «Русский витязь», на базе которого был сделан С-22 «Илья Муромец». «Русский витязь» и «Илья Муромец» стали не просто самыми большими в мире — они были как минимум вдвое больше любого самолета того времени.
2. По-2 (7 января 1928 г.) — знаменитая «летающая парта», самолет первоначального обучения летчиков, простой, надежный и легкий в пилотировании. По-2 — самый массовый в мире биплан. Всего было произведено около 33 000 таких самолетов. Этот самолет позволил СССР подготовить десятки тысяч летчиков. Но лишь учебными задачами его роль не ограничивалась. Он успешно применялся в сельском хозяйстве, как самолет связи, разведчик, а также как ночной бомбардировщик, умевший подкрадываться к цели бесшумно и на предельно низкой высоте. Интересно, что По-2 успел повоевать и в Корее в 1950-х годах, уже в эпоху реактивной авиации. Опыт его использования в Корее послужил основой для разработки тактики применения ударных вертолетов. Американские летчики называли По-2 неуловимым, поскольку он летел слишком низко и слишком медленно для реактивных машин, а материалы, из которых он был изготовлен (фанера и ткань), делали его незаметным для радаров. Фактически это был первый самолет-невидимка.
3. АНТ-25 (22 июня 1933 г.) — самолет, на котором 18 июня 1937 года экипаж во главе с Валерием Чкаловым выполнил первый в истории перелет из СССР в США через Северный полюс. Но не все знают, что одну из главных целей того полета достичь не удалось. АНТ-25 создавался для установления самого престижного по тем временам рекорда в авиации — дальности беспосадочного перелета. Экипаж Чкалов, Байдуков, Беляков взлетел в Щелково и через 63 часа 16 минут приземлился в Ванкувере, штат Вашингтон, на границе с Канадой, преодолев 9130 км. Однако встречный ветер и обледенение вызвали повышенный расход топлива, и рекорд дальности установить не удалось. В баках самолета после приземления осталось всего около 100 кг топлива из залитых изначально 6100 кг. Но 12 июля 1937 года через Северный полюс в США перелетел экипаж Громов, Юмашев, Данилин на втором АНТ-25, установив официальный рекорд дальности по прямой — 10 148 км. Их самолет приземлился в Сан-Джасинто, на границе США с Мексикой. В баках оставалось топлива еще на полутора тысяч километров.
4. И-15 (осень 1933 г.) — этот истребитель стал первым в череде отечественных самолетов, считавшихся лучшими для своего времени. Немецкие пилоты легиона «Кондор», прилетевшие в 1937 году в Испанию помогать генералу Франко, быстро убедились, что их бипланы Henkel 51 уступали истребителю Поликарпова по всем статьям. Полковник Е.Н. Степанов, воевавший на этом самолете в Испании и совершивший на И-15 первый в мире ночной таран, говорил, что на нем можно при известной сноровке догнать на вираже свой хвост. В 1935 году В.К. Коккинаки на И-15 превысил абсолютный мировой рекорд высоты полета, набрав 14 575 метров.
5. АНТ-20 «Максим Горький» (17 июня 1934 г.). Восьмимоторный гигант стал самым большим в мире самолетом с сухопутным шасси. Он строился на народные деньги: по всей стране было собрано 6 млн рублей на его создание. Самолет представлял собой летающий дворец культуры. На борту находились собственная электростанция, пневмопочта, кинопроектор, библиотека и типография, а также громкоговорящая установка «Голос с неба». В его крыльях располагались двухъярусные кровати для отдыха. Увы, как это часто бывало в нашей истории, триумф соседствовал с трагедией. Самолет просуществовал чуть больше года. Во время полета, организованного для семей строителей самолета, по просьбе съемочной группы истребитель И-5 попытался сделать мертвую петлю вокруг АНТ-20. В высшей точке истребитель сорвался и рухнул прямо на АНТ-20.
6. Пе-8 (27 декабря 1936 г.) не сыграл значительной роли в Великой Отечественной войне, поскольку сухопутный фронт нуждался в штурмовиках, а не в стратегических бомбардировщиках. Тем удивительнее, что в СССР был создан самолет, превосходивший не только немецкие тяжелые бомбардировщики, но и самолеты подобного класса Англии и США, включая «Летающую крепость» В-17. Это был первый в мире скоростной высотный бомбардировщик. Советская правительственная делегация во главе с Молотовым в 1942 году беспрепятственно пролетела на Пе-8 над оккупированной Европой в Англию, затем в США и успешно вернулась в Москву. Ни истребители, ни зенитки немцев не смогли его достать.
7. Ил-2 (2 октября 1939 г.) — самый массовый боевой самолет в истории авиации. Всего было выпущено 36 000 Ил-2. О его роли достаточно красноречиво говорят прозвища, которые дали этому штурмовику немцы: «черная смерть», «чума», «мясорубка». Немецкие летчики за живучесть прозвали его «бетонный бомбардировщик». Его главной особенностью было включение брони в силовую конструкцию. Были случаи, когда самолет возвращался из боя с 500 пробоинами. Но, несмотря на броню, потери в штурмовой авиации, действовавшей над полем боя на малой высоте под интенсивным огнем зениток, были ужасающими. Достаточно сказать, что в 1941 году за 10 боевых вылетов на Ил-2 давали звание Героя Советского Союза.
8. Ан-2 (31 августа 1947 г.). Этот самолет унаследовал народное прозвище «кукурузник» от По-2. Между тем он является самым большим одномоторным бипланом в мире. Но в Книгу рекордов Гиннесса Ан-2 попал как единственный самолет в мире, который выпускают уже более 68 лет. Его производство все еще продолжается в Китае.
9. МиГ-15 (30 декабря 1947 г.) стал самым массовым реактивным боевым самолетом в истории авиации. Всего было выпущено 15 560 самолетов. Он служил в ВВС 40 стран. Последние МиГ-15 были сняты с вооружения Албании в 2006 году. Славу одного из лучших истребителей своего времени и прозвище «самолет-солдат» МиГ-15 получил во время Корейской войны. Именно на МиГ-15 летал самый результативный летчик-истребитель в истории реактивной авиации: Евгений Пепеляев совершил в Корее 108 боевых вылетов и в 38 воздушных боях одержал 23 победы над реактивными самолетами противника.
10. Ту-95 (12 ноября 1952 г.) — основной стратегический ракетоносец ВВС России. Наряду с американским В-52 является одним из немногих боевых самолетов, находящихся на службе уже более полувека. Секрет его долгожительства — уникальные двигатели НК-12. Они до сих пор остаются самыми мощными турбовинтовыми двигателями в мире. Каждый НК-12 вращает два соосных винта диаметром 6 метров.
11. МиГ-21 (16 июня 1956 г.) — самый массовый сверхзвуковой истребитель в истории авиации. Всего было построено 11 496 самолетов без учета копий, изготовленных по лицензии в КНР. Благодаря массовости МиГ-21 был очень дешевым в производстве: некоторые его модификации стоили дешевле, чем БМП. Он состоял на вооружении 65 стран и до сих пор летает, к примеру, в Болгарии, входящей в НАТО. Советские летчики за характерный вид прозвали его «балалайкой», но этот «инструмент» очень здорово играл на нервах противников в воздушном бою. Легкий, маневренный и быстрый, МиГ-21 успешно вел воздушные бои во время Вьетнамской войны при полном превосходстве в небе американской авиации. Своеобразным рекордсменом стал вьетнамский летчик МиГ-21 Ха Ван Тьюк, в одиночку вступивший в бой с 36 американскими самолетами и сбивший самолет командира американского истребительного авиакрыла полковника Д. Фолина. Именно на МиГ-21 Фам Туан, впоследствии ставший первым вьетнамским космонавтом, сбил американский стратегический бомбардировщик В-52. Это единственный случай потери стратегического бомбардировщика в воздушном бою.
Благодаря массовости некоторые модификации МиГ-21 стоили дешевле БМП
12. Ту-104 (15 сентября 1956 г.) — первый советский реактивный пассажирский самолет. В период с 1956 года, после приостановки полетов британского реактивного авиалайнера «Комета» из-за серии катастроф, Ту-104 был единственным эксплуатируемым реактивным авиалайнером в мире. Победитель конкурса пианистов имени П.И. Чайковского 1957 года американец Ван Клиберн через 40 лет вспоминал Ту-104 как одно из трех чудес, поразивших его в Советском Союзе. Два других — Красная площадь и Московское метро.
13. Ту-114 (15 ноября 1957 г.). Созданный на базе стратегического бомбардировщика Ту-95, он на момент своего создания был самым большим пассажирским самолетом в мире. Ту-114 был столь велик, что во время визита Н.С. Хрущева в США в 1959 году в аэропорту Вашингтона не нашлось достаточно высокого трапа и пришлось использовать лестницу пожарной машины. До сих пор Ту-114 остается самым большим в мире турбовинтовым пассажирским самолетом и единственным турбовинтовым пассажирским самолетом со стреловидным крылом.
Продолжение следует...
http://vtbrussia.ru/tech/shedevry-aviatsii/
Отредактировано Konstantinys2 (Вс, 17 Янв 2016 11:38:50)