Свободная Пресса
2 сентября 2018, 10:00
Танк раздора Т-90: Россия становится злейшим врагом Индии
Поставка военной техники Пакистану рассорит Москву и Нью-Дели
Александр Ситников
Индийский Центр изучения проблем мира и конфликтов BESA Университета внутренней политики (штат Раджастхан) предостерег Россию от «смертельных объятий» с Пакистаном. Данное учреждение считается кузницей высших чинов Индии и зачастую отражает истинную политику государства, которую по тем или иным причинам нежелательно озвучивать публично.
«Россия уже давно является стратегическим союзником Индии, поэтому в Нью-Дели обеспокоены развитием отношений Москвы с Исламабадом, — пишет BESA. — Особенно её нервируют российско-пакистанские связи в оборонной сфере, так как большая часть военной техники Индии имеет российское происхождение».
Нью-Дели считает сближение Москвы и Исламабада ситуативным, но через BESA предупреждает: Москва, ставя сразу на двух оружейных клиентов, может оказаться у разбитого корыта.
Вот еще одна её цитата: «Пакистан предоставляет собой потенциальный рынок для российского оружия. Это огромный стимул для Москвы. Но объем российской военной техники, поставляемой в Пакистан, все еще очень мал, так как у Исламабада нет финансовых возможностей для крупных закупок у Москвы. Но учитывая навязчивую антииндийскую парадигму в стратегической культуре Пакистана, можно ожидать, что военный истеблишмент Исламабада будет заниматься экономическим авантюризмом. Пакистан уже выразил желание приобрести у России танки Т-90 „Владимир“ в рамках долгосрочной сделки».
Правда, однако, заключается в том, что Индия нынешнего премьер-министра Нарендра Моди сильно сблизилась с Америкой, причем, настолько, что за океаном заговорили о стратегическом союзе Нью-Дели и Вашингтона.
С другой стороны, и здесь во главу угла поставлены ситуативные, а не долгосрочные интересы двух стран. Оба государства делают все возможное и невозможное, чтобы разрушить региональную китайскую стратегию «Нити жемчуга». Но достаточно ловкая позиция КНР и её лидера Си Цзиньпина, а также антиглобализм Дональда Трампа сильно мешают этим планам.
Кроме того, партия власти «Бхаратия джаната парти» * возглавила когорту индийских «ястребов», которые мечтают о победоносной войне против Исламабада. А у того сейчас напряженные отношения с США, поскольку Штаты полностью перестали считаться с суверенитетом Пакистана, нанося бесцеремонные смертоносные удары БПЛА по его территории и убивая мирных жителей. Это, кстати, очень полезный урок тем, кто ищет дружбы с Вашингтоном, надеясь за его спиной решить свои проблемы с безопасностью. Условно говоря, американцы дадут доллар — возьмут десять. Пакистанцы сыты по горло такой «дружбой».
В годы холодной войны Запада против СССР отношения между Вашингтоном и Исламабадом были на очень высоком уровне. Достаточно сказать, что пакистанские ВВС имели второй после ЦАХАЛ** парк истребителей F-16. Долгое время, именно эти самолеты охлаждали пыл индийских военных и политиков.
Однако сегодня пакистанцы вынуждены приобретать на запчасти подержанные F-16 в Турции, что де-факто лишает её армию реальной авиации. То, что Пакистан с инженерной помощью Китая начал производить свой собственный истребитель JF-17 Thunder 4-го поколения, ничего не меняет в раскладе сил. Речь идет о клоне F-16, которого впору называть «овечкой Долли»: летает мало, стреляет мимо, но падает часто. Кстати, ситуация с качеством самолета значительно улучшилась после покупки у России партии двигателей «Климов» РД-33.
А Индия, кстати, обзавелась большим флотом эффективных российских истребителей Су-30МКИ, что обеспечило ей гарантированное преимущество в воздухе над Пакистаном.
Случись сегодня война, разгром пакистанской армии был бы предрешен, несмотря на наличие атомного оружия. Иначе Исламабад никогда бы не обратил внимания на российские танки, системы ПВО и боевые самолеты. Пакистан критически нуждается в модернизации своих вооруженных сил, хотя, как верно отметил BESA, денег у страны крайне мало. Тем не менее, Исламабад дал понять, что вопрос с финансами для приобретения большой партии новейших российских танков Т-90 решен.
Количество бронемашин не называется, но их должно быть столько, чтобы сформировался паритет с индийской армией, на вооружении которой находится 4000 Т-72 и Т-90. Если это так, то сейчас прорабатываются детали сделки, которая может стать крупнейшей за последние десять лет.
По мнению пакистанских военных, купленные в США и КНР танки M1 Abrams и Type 90, а также украинский Т-80 УД, не соответствуют по своим возможностям российскому Т-90 и в случае сражения станут легкой добычей русской бронетехники. Исламабад (чтобы не злить Вашингтон) с удовольствием приобрел бы южнокорейский танк K2 «Черная Пантера», который называют конкурентом «Владимиру». Но машина из РК продается запредельно дорого.
Особенно восхищает пакистанцев, что танк Т-90, несмотря на эффективное вооружение и непревзойденную защиту и броню, не прожорлив с топливом и доступен в плане технического обслуживания. Тогда как у американцев сервис и запчасти стоят очень дорого.
Министр обороны Пакистана Хуррам Дастгир Хан заявил: «Мы заинтересованы в танках Т-90, и это будет не одноразовая покупка, а долгосрочное обязательство». По его словам, интерес к «Владимиру» пришел вскоре после того, как его страна приобрела партию боевых вертолетов Ми-35. Он лично восхищен этими машинами.
Кроме того, Хуррам Дастгир Хан обозначил и дальнейшие шаги по расширению оборонного сотрудничества с Москвой, в частности, министр заявил о планах по покупке истребителей Су-35 и систем ПВО С-300 и даже С-400.
Начавшееся сближение, естественно, вызывает раздражение Индии. BESA выступила с плохо скрытой угрозой о полном прекращении военного сотрудничества с Россией: «Если Москва считает, что Нью-Дели должен предпринять шаги по устранению противоречий и дисбалансов в их двусторонних связях, она не может избежать собственной ответственности за выход из тупика. Рисковать индийскими интересами, поощряя безрассудно амбициозный военный истеблишмент Пакистана — не лучший путь вперед».
В свою очередь, Москва аргументирует решение о расширения сотрудничества с Исламабадом, во-первых, вступлением Пакистана в Шанхайскую организацию сотрудничества и, во-вторых, курсом Индии на снижение зависимости от российских вооружений, а также её шагами в сторону США. В конце концов, не без интриг Вашингтона Индия приостановила программу FGFA по совместной разработке специальной модели истребителя 5-го поколения Су-57, что стало тяжелым ударом для российских оборонных фирм.
* «Бхаратия джаната парти» — Индийская народная партия, или по идеологии — партия индуистского национализма, которая является одной из двух ведущих общенациональных партий Индии. Лидер партии — Нарендра Моди, нынешний премьер-министр.
** ЦАХАЛ — армия обороны Израиля.
http://svpressa.ru/war21/article/209623/