Татьяна Апраксина
Разлом по имени Ницше
Вольный взгляд на Ницше и его эпоху
1.
В истории эпохи промежуточного состояния мира, разлома между XIX и XX веками, Фридрих Ницше заслуживает отдельного развёрнутого параграфа. На пересечении столетий он представляет собой настоящую, действительную точку смены эволюционной траектории. В постановке диагноза критического положения, в котором оказалось человечество, цивилизация со всеми её атрибутами и критериями, частотная, эмоциональная и смысловая специфика его голоса стала решающей. Именно он был нужен, чтобы снабдить тенденции момента легко узнаваемой формой, способной впечатываться в сознание. Его гениальность, самоочевидная и эффектная, становится самым адекватным символом ломки устаревшей матрицы сознания.
С его приходом традиционная философия окончательно теряет свой авторитет. На её место заступает идеология. Ницше — идеальный идеолог с задатками шамана, что полностью согласуется с характером готовности общественного сознания.
Тем не менее, увы, та война, которую с блеском ведёт Ницше, оборачивается для него войной против себя. В выигрыше, как это нередко случается и на полях мирских сражений, оказывается настоящий, действительный враг, прятавшийся под удобной личиной троянского образца. Его теневое присутствие в самом деле совсем рядом, и в этом смысле бойцовский нюх не обманывает: неприятель предельно близко, постоянно вплотную — но не совсем там, где ожидается, не с той стороны. Как раз с обратной. Прямо за плечом, где ему, впрочем, и место. Так часто те, кто берётся воевать со смертью, с её средствами и принципами, с её уловками, выбирают ошибочный объект, ложный ориентир, и служат в итоге поражению жизни, за которую сражались, в себе и других. Почти достигают цели, но это "почти" образует кардинальную разницу. Для точных весов приблизительности не существует. Фатальность подобного "почти" успела заявить о себе многократно на протяжении истории.
В результате, победительно одолев всех видимых противников, герой попадает в собой же построенную ловушку, собой же укрепляемый капкан. И сам себя за совершённое распинает.
Лучший ключ и иллюстрация к философии Ницше — он сам, его личность и судьба, воплощающие осуществлённость его идеи.