Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗАПАДА XIX в. » Татьяна Апраксина. - Разлом по имени Ницше


Татьяна Апраксина. - Разлом по имени Ницше

Сообщений 1 страница 20 из 23

1

Татьяна Апраксина

Разлом по имени Ницше
Вольный взгляд на Ницше и его эпоху

1.

В истории эпохи промежуточного состояния мира, разлома между XIX и XX веками, Фридрих Ницше заслуживает отдельного развёрнутого параграфа. На пересечении столетий он представляет собой настоящую, действительную точку смены эволюционной траектории. В постановке диагноза критического положения, в котором оказалось человечество, цивилизация со всеми её атрибутами и критериями, частотная, эмоциональная и смысловая специфика его голоса стала решающей. Именно он был нужен, чтобы снабдить тенденции момента легко узнаваемой формой, способной впечатываться в сознание. Его гениальность, самоочевидная и эффектная, становится самым адекватным символом ломки устаревшей матрицы сознания.

С его приходом традиционная философия окончательно теряет свой авторитет. На её место заступает идеология. Ницше — идеальный идеолог с задатками шамана, что полностью согласуется с характером готовности общественного сознания.

Тем не менее, увы, та война, которую с блеском ведёт Ницше, оборачивается для него войной против себя. В выигрыше, как это нередко случается и на полях мирских сражений, оказывается настоящий, действительный враг, прятавшийся под удобной личиной троянского образца. Его теневое присутствие в самом деле совсем рядом, и в этом смысле бойцовский нюх не обманывает: неприятель предельно близко, постоянно вплотную — но не совсем там, где ожидается, не с той стороны. Как раз с обратной. Прямо за плечом, где ему, впрочем, и место. Так часто те, кто берётся воевать со смертью, с её средствами и принципами, с её уловками, выбирают ошибочный объект, ложный ориентир, и служат в итоге поражению жизни, за которую сражались, в себе и других. Почти достигают цели, но это "почти" образует кардинальную разницу. Для точных весов приблизительности не существует. Фатальность подобного "почти" успела заявить о себе многократно на протяжении истории.

http://s6.uploads.ru/eEoyj.png


В результате, победительно одолев всех видимых противников, герой попадает в собой же построенную ловушку, собой же укрепляемый капкан. И сам себя за совершённое распинает.

Лучший ключ и иллюстрация к философии Ницше — он сам, его личность и судьба, воплощающие  осуществлённость его идеи.

0

2

2.

Ницше — не традиционный философ. И средства его новы и радикальны. Поэтому магическая сила его влияния не ослабляется откровенно недостаточной профессиональной подготовкой. Идеологу она не нужна. Его прозрения сокрушительны и самодоказательны, и не поддаться пронзительному обаянию их убедительности мало для кого возможно. Что за беда, если он неточен в ссылках, путает источники, если его знания фрагментарны, а наблюдения порой неглубоки и случайны! Той пропорции прямых попаданий, какой блещет его учение, мы всё равно больше нигде не найдём. Правда, порой эти попадания в действительности убеждают только кажущимся своим значением, часто прямо противоположным тому, каким задумывал наделить их сам автор. Признаваемая им "соблазнительность противоположного способа мыслить" с очевидностью демонстрирует себя во внутренней конфронтации смыслового наполнения острых тезисов и терминов. Так происходит, в частности, с вводимым им понятием сверхчеловека. Мало кто способен достаточно быстро догадаться, что в основу этого идеала высочайшей возможной интеграции всех аспектов человеческой натуры философ помещает не какие-либо из высших потенций или нравственных достоинств, а прежде всего, как в итоге выясняется, самое заурядное "физическое превосходство", совершенно в голливудском ключе. Супермен как образцовый тип человека, развивающего свои потенции, "римский цезарь с душой Христа", "эпикурейский бог", не знающий запретов и сочетающий все те качества, которых не хватало самому Ницше и которые он желал бы иметь — именно так, если подходить к тексту без избыточного энтузиазма, выглядит эталонное представление о величии новых натуралистических ценностей. Подобные вольности прочтения, вызванные неоднозначностью, нечёткостью выражения, читателю приходится исправлять в своём восприятии многократно, знакомясь с трудами Ницше, магнетизм которых зиждется как раз на умении автора уклоняться от внятных определений, оставляя текст закодированным и этим давая возможность каждому вкладывать в любое заявление своё собственное, сообразное склонностям и развитию, произвольное наполнение и значение и помещать затем в любой близкий для себя разряд и ряд по личному выбору.

Эта же самая специфика, которая позже становится практически неотъемлемой общей чертой всей современной философии, позволяет как бы прятать всамделишное второе дно (а есть ли оно там? — специалисты, и те признаются в сомнении, что у Ницше вообще присутствует "реальная мысль"), маскировать, камуфлировать подлинный замысел, дразнить, искушать игрой кажущихся вероятностей, умудряясь при этом создавать эффект кристальной честности, прозрачности, недвусмысленности — и читатель-неофит, а порой и искушённый исследователь, часто предпочитает видеть в тексте формулы собственных представлений, как бы не замечать, не воспринимать двойственности характера мысли Ницше, её смешанности, выдающей сиюминутность поспешных реакций, всегда готовых соседствовать с противоположными или незаметно уступить им место.

Поверхностная, стилистическая ясность — лишь видимость, не столько облегчающая поиск смысла, сколько уводящая от него. Этому способствует и язык автора (можно посчитать его выражением мастерства филолога, но можно и усомниться в желании быть полностью понятым, как и в способности довести линию до однозначности), непостоянство характера которого отмечают практически все исследователи ("холодно аналитичен, горячо полемичен, остро критичен и в высшей степени метафоричен", "редко уточняет, что означают его термины" — Ричард Скахт).

Не без оснований Ницше гордится своим неповторимым стилем, быстро выработавшимся и ставшим его литературным лицом. Поэтичность, блистательная категоричная афористичность отточенных формулировок-аксиом немедленно придаёт им характер боевого клича, превращает в идеологические лозунги, не нуждающиеся, как таковые, во вникании в их содержание — чем, само собой, не преминули воспользоваться бесчисленные именитые и безымянные "весёлые и дерзкие" каждого следующего поколения, ведя свои полки под их знамёна, покупаясь на понимание свободы как императива примитивности в лингвистически изысканном оформлении.

0

3

3.

Ницше удаётся великолепно справиться с задачей, взятой на себя всем его поколением: окончательно отменить, снять те понятия, которые уже успели под нажимом прогресса утратить практический смысл, оторваться от актуальных целей. Его "свободный ум" решительно сокрушает ценность всего, что перестало быть в цене, и призывает к установлению ценностей новых, в соответствии с новыми нефиксированными ценами. Задача дерзкая и привлекательная. И всё же, если не опьяняться сразу и бездумно — эта задача хороша, пожалуй, разве что для вторичного ума, для второстепенного гения, для того, кто за деревьями не видит леса, то есть целого, скрытого за его составляющими, сколько бы их ни было.  То, что было бы на переломном историческом этапе достойным заданием для бессмертного, ищущего не метода, а сути и принципа, это поразмыслить, в чём же прогрессирующая действительность в самом деле нуждается — и ведь отнюдь не в поиске новых ценностей (если это ценности, они не бывают новыми или старыми), но в установлении, и этим исправлении, верного ракурса на ценности неизменные ("вне изнашивания и обновления" — Лао Цзы) — а также в осознании этой самой неизменности. Здесь наиболее востребованным поиском был бы поиск полноправных имён для полновесных ценностей.

Ценности, они ведь по определению могут существовать только в очень ограниченном наборе. Ценности могут быть только одними и теми же, говорить об одном и том же, значить одно и то же. Стоить одного и того же. Жизни, по преимуществу. Иначе это уже не ценности. Разнообразие, изменчивость — участь, как правило, в основном их проекций на обозначенный контекст, способный более или менее узко эти проекции истолковывать.

Но не только вечные — и самые новые, свежие, только что утверждённые ценности и догмы, вроде, скажем, дарвинизма, тоже почти незамедлительно попадают под сомнение, критикуются, обесцениваются. Инфляция, видите ли. Создаётся впечатление, что сам факт ценности — весомости, постоянства, непредназначенности массовому доступу, предполагающий выборочность, иерархичность, способность опознать, признать, понять, нарушает чистоту эксперимента. Чтоб отвечать футуристическому зову перемен, ценности вообще должны бы перестать существовать. Они нарушают молодой демократический принцип. Крайне характерно и, вероятно, справедливо в контексте настроений эпохи выглядит установка Рембо, к примеру, считавшего предательством даже само по себе стихотворство, в том числе собственное, причём и если оно нигде никогда не фиксируется, не выходит за пределы головы. Внутренняя ценность — тоже ценность и, значит, должна быть отменена наравне с прочими.

0

4

4.

Одной из самых заманчивых и насущных у Ницше, о чём уже шла речь, могла бы выглядеть его идея сверхчеловека, если, воспользовавшись неотчётливостью предлагаемых характеристик, допустить под подкупающим определением своего рода синоним конфуцианского великого мужа — предельность воплощения непреходящей нравственной и духовной высоты, культивированность всех лучших человеческих качеств, — как в большинстве случаев и подсказывает додумывающий за философа здоровый читательский инстинкт.

Истинный сверхчеловек в любое время нужен и насущен, как неизменно действительная и действенная ценность, неконвертируемая и не подлежащая девальвации. Был и остаётся. Человек — магнитное сердце вселенной, которая является его продолжением и отображением. Такой человек, перерастающий, превосходящий себя самого, своё видовое "слишком человеческое", не уподобляясь супермену или сатиру, персонификацирующим новые ценности, становится эталонным выражением себя и человека вообще — и именно становится другим видом человека. Становится посредством как раз-таки отказа от эгоизма животного образца.

Но — абсурдно — почему-то, оказывается, даже в прославляемом поначалу идеале будущего — "мире становления" —  "становлением ничего не достигается!", — делает вывод Ницше. Ах нет, становлением достигается не "ничего", конечно, а, как нижний минимум, например, зрелость и старость становящегося и его достойное разделение с актуальностью — чем обретается право на новый, следующий виток становления, как и на обновление этой самой актуальности. Но главное, что достигается становлением и только им — это всё-таки жизнь!

0

5

5.

Отступление астрологическое

За неосновательностью мысли Ницше трудно не заподозрить типичную слабость представителей астрологического знака Весов — дуалистов, занятых взвешиванием противонаправленных сторон любого явления, да и самого бытия. Постоянно находясь между двух полюсов, они испытывают влияние обоих, поэтому стараются освободиться от неизбежности выбора, и это куда как часто приводит к снятию ими с себя ответственности и уходу в спасительную податливость, что в итоге обычно служит победе того полюса, который отличается большей настырностью и видимо убеждающей актуальностью — полюса, традиционно занимаемого троном князя мира. После чего жертве как будто ничего не остаётся, как отстаивать свершившийся факт уступки под видом собственного свободного выбора.

Часто поведение и мнение Весов основывается на принципе: "Пусть взрослые решают, а мы будем критиковать и поступать наоборот". Перечить и препираться, критиковать, пародировать, иронизировать и язвить Весам, за редкими исключениями, просто необходимо. Едва одна чаша их колеблющегося взвешивающего сознания осядет под действием попавшего на неё веса, хотя бы и собственной мысли, они спешат выправить дисбаланс, срочно нагружая другую, противоположную. Практически каждый импульс, получаемый извне или изнутри, требует незамедлительного противодействия, нападения, для возвращения к потерянному равновесию. Однако баланс сил означал бы остановку и отсутствие причин для дальнейшего движения. Весы должны вечно плясать, поэтому им надо иметь, чему сопротивляться, от чего отталкиваться. Дух отрицания, принимаемый за стихию освобождения, кажется им лучшим двигателем реализации личности. Весы ориентированы на социальный контекст и зависимы от него, отличаясь способностью ловить на лету его меняющиеся тенденции и без задержки выражать их в оригинально-индивидуальной форме, предпочтительно не покидая поверхности явлений. Похоже, что именно таких, прежде всего себя самого, имеет в виду Ницше, когда говорит, что "свободным умом" он называет критичного, рационального, скептичного наблюдателя жизни.

Очень мало можно найти исключений, примеров известных Весов, которым посчастливилось — вынужденно, скорей всего, пойти глубже, преодолеть режим непрерывных колебаний и прийти к устойчивости мировоззрения.

0

6

6.

Ницше делает важный шаг — он провозглашает победу метода. Разумеется, в положительном смысле. "Не победа науки является отличительной чертой нашего ХIХ века, но победа научного метода над наукой" ("Воля к власти как познание"). И это справедливо даже в большей степени, чем следует из описания. Факт же положительности составляет отдельный вопрос.

Метод способен спасать от выбора. Выбирать за нас. Можно выбрать, или предпочесть, определённый метод в ассортименте, или даже изобрести его, но выбора существа дела это не касается. ("В моих словах принцип, в людских делах — система" —Лао Цзы). Вопрос отношения к методу — критический. Познание есть функция жизни. Инструмент становления. Бытия. Фиксация же познаваемого и познавательного процесса посредством подчинения методу была и остаётся орудием смерти. Наличие метода — признак установления, не предполагающего нарушений и отступлений, то есть появления чего-то принципиально нового, поскольку характер, режим и направление зафиксированы: определены и узаконены как границы территории принадлежности методу. Сам Ницше, воздвигая свой революционный метод (и попирая прежний, традиционный), затем произвольно нарушая и его, попадает в его же силки, увлекая за собой всех желающих. Перечёркивание, отрицание метода перерастает в следующий метод, заставляющий философа отрекаться не только от устаревших в его глазах собственных идей, но и от пройденных фаз жизни, которые он предпочитает считать масками.

Метод — сила, с которой не стоит шутить. Метод не только побеждает науку, но становится её господином, которому та теперь исправно служит. Обслуживает его. И не только наука. Все формы человеческой жизнедеятельности мало-помалу оказались в одной очереди.

0

7

7.

Больше всего раздражение Ницше стимулируется фактом наличия в представлениях и взглядах людей того, что он сам хотел бы считать по природе вещей несуществующим и призывает называть фикцией. В эту категорию попадает практически всё, что выходит за рамки освоенного им уровня активности сознания. И, разумеется, именно таковым в его глазах выглядит что-либо, имеющее касательство к сферам религиозным.

Происхождение нелюбви Ницше к монотеизму, особенно в форме христианства, не представляет серьёзной загадки. Значительную роль, вполне вероятно, здесь играет то, что его отец был лютеранским пастором. Как знать, доведись Ницше быть знакомым с учением Фрейда, он, возможно, внёс бы в свою линию критики некоторые соответствующие положению поправки. Хуже то, что наличие отца-пастора никак не послужило углублению теологических знаний сына, и его выпады частенько выдают досадную приблизительность знакомства с предметом, несмотря на уверения, что в жилах у него течёт кровь теологов. Ведущее орудие его критики — удивляющая своей профанностью интерпретация. Профанность весьма странным образом сосуществует в нём с не вызывающей сомнений просветлённостью, а явное порой невежество, даже примитивность — с почти запредельным ясновидением, поднимающим дыбом волосы при чтении, например, его пророчеств (вполне сбывшихся) о сотрясающих землю мировых войнах, или обещаний, что "только с моего времени будет на земле политика по большому счёту". Противоречивые крайности ведут его мысль поочерёдно, выталкивая и перескакивая одна другую. До поры до времени, однако, в рамках первого творческого периода, положение противовесов сохраняется в приблизительном балансе, пока дерзающий дух — лучше сказать, радикальный метод — не набрал обороты и не перерос в уверенность. "Я противоречу, как никогда никто не противоречил, и, несмотря на это — я противоположность всеотрицающего духа", — подытоживает он в "Ecce Homo".

Можно бы предполагать, что широкий спектр, многоплановость его сознания должны способствовать его сближению с религиозным мышлением, отличающимся развитой многослойностью, многомерностью. Ведь любому сакральному источнику, канону, учению полагается охватывать все возможные уровни восприятия, включать каждый из них.

В данном случае, увы, совпадения не возникает. Для сближения, вероятно, понадобилось бы ещё, как минимум, желание — хотя бы с одной из сторон. Воюя против всех без разбору религий и философий, Ницше необъяснимо боится одного христианства, так боится, что с суеверным упорством не желает ничего о нём знать, кроме расхожих предрассудков, сплетен, житейских предубеждений, свойственных недалёким умам и всё той же "рабской морали". Его ненависть к этой религии, сосуществуя каким-то образом с ненавистью к обывательству, по-обывательски неразборчива и бесцеремонна. И чрезвычайно типична. Немудрено, что её стиль весьма польстил массовому вкусу.

0

8

8.

Он постоянно путает Бога с религией, религию с церковью, церковь с доброхотами-согражданами, их "полухристианской-полунемецкой узостью". Преимущественная часть его критических заявлений выбирает самый низкий уровень и излагается в самой вульгарной манере. Взявшись, наконец, самостоятельно почитать Евангелие, он мнит себя чуть ли не первопроходцем, первооткрывателем, в наивной убеждённости, что ему дано впервые за всю историю раскрыть его истинный смысл, между тем как его реакции далеко не блещут оригинальностью. Они примерно таковы, с какими сталкивался центральный герой евангельских сюжетов за пару тысяч лет до знакомства с ними Ницше.

Ницше боится Бога и не может с этим страхом справиться. Боится — потому что Бог для него необъяснимо существует, хотя научная теория такого не учитывает. Отсутствие Бога — основное условие всех построений Ницше, без которого они мало чего стоят. Поэтому Бог становится его главным врагом. И больше всего — "Бог христианской религии", поскольку этот Бог наиболее реален. И реален лично — слишком похож на него самого, когда он решается заглянуть в себя, не позируя. Его неустранимость, подрезающая воздвигаемый Ницше грандиозный замысел, настолько страшит, что Ницше не брезгует утверждать сравнительное превосходство в остальном постылых ему ветхозаветных нравов, лишь бы утвердить несостоятельность новозаветной идеи, а заодно и стиля. При обратной схеме, выгодной в иных случаях, самые пошлые и тупые в его мнении качества Ветхого Завета достигают, по его версии, своего предельного апофеоза в Новом.

Его частные толкования общеизвестных библейских сюжетов, таких, как, например, сюжет грехопадения, отличаются удручающей избитостью и простым невниманием к источнику. Так, скажем, одно из обличений базируется на ошибочной последовательности сотворения мира — и именно это становится новым обвинительным аргументом в кампании против.

0

9

9.

Он считает, что наиболее верное прочтение текста — прерогатива филолога, и, удосуживаясь изредка заглянуть в Библию, видит, согласно своей установке, только слова, даже не пытаясь проникнуть за их поверхность, коснуться той глубины, которая не исчерпывается и вековой работой мысли и, похоже, только усиливает его страх. Раж, в который приводит его выражение "нищие духом", в этом плане особенно показателен.

Немудрено, что его устраивает только собственная, вполне невежественная интерпретация, которая на фоне его преобладающей неосведомлённости кажется ему, видимо, смелой и оригинальной, и ему невдомёк, что она либо (в случаях попадания пальцем в небо) давно известна любому рядовому прихожанину, либо (когда трактовка ограничивается буквальным, словесным значением написанного) роднится с ханжеским мнением расхожей морали — хвалёный имморализм Ницше в данном случае не представляет помехи. Так, в первом варианте он удачно догадывается, что Царство Небесное представляет из себя "состояние сердца", но на следующей же странице, уже потеряв связь с предыдущим, язвит: Царство Небесное — гнусный обман с целью порабощения слабых душ.

Внезапно в "Антихристе" — и здесь всё указывает на то, что он, наконец, взялся за самостоятельное чтение Евангелия, едва ли не впервые во взрослой жизни — Ницше с небывалой проникновенностью начинает переживать захватывающие коллизии сюжета,  искренне сочувствуя и разделяя Страсти Христовы и обнаруживая несвойственное ему доселе понимание явно только что открываемой для себя глубины и значительности описываемого. Однако тут же, как бы спохватившись, уже ощущая себя на стороне невинно предаваемого и страдающего, уже в роли Его защитника, резко разворачивается для новой атаки — теперь уже на предателей-апостолов, религию в целом, церковь, разумеется, виня их в "бесстыдном эгоизме", "всемирно-историческом цинизме и поругании символа". Собственный цинизм, как и в других случаях, при этом во внимание не принимается.

0

10

10.

Бытовым и ходовым цинизмом грешит, конечно, не он один. Дуальность тоже не уникальна, а для него исходна и исконна. От необходимости выбирать он уклоняется до последнего. Но уж коль кто решился выбрать что-то одно, другого он уже не получит.

Невольно хочется отозваться строчкой Чжуан Цзы: "С лягушкой, живущей в колодце, бесполезно говорить об океане".

11.

Бесполезно ограниченному своей идеей фикс уму — и неважно, что эта ограниченность вызвана непритворной горечью и лучшими намерениями, возможно, самого благородного образца — объяснять, что для адекватного прочтения и восприятия сакрального (ещё более, чем философского) Писания, не только библейского — в буддизме он ведь тоже не силён, тоже принимал не из первых рук, в виде комментария — нужен не столько филолог, сколько человек, непритворно настроенный на поиск ответов и их понимание. А чтобы действительно проникнуть в суть, приходится читать не один раз — может быть, и всю жизнь.

Даже чтобы понять Ницше, надо читать его не один раз. Чтобы просто увидеть, как от книги к книге он всё больше спешит — спешит выложить, практически без разбору, всё, что успевает попадать в его голову, в его бедную перегруженную голову, уже не успевающую взвешивать, продумывать, находить баланс, просто осмыслять... Возможности сужаются, он сам их закрывает, сам гонит. Он не даёт себе времени развиться — слишком занят боксом. Поэтому тоже всё больше замыкается, центрируется на себе, отсылает к себе, цитирует себя, указывает на себя, ища поддержку в этом — единственном, что пока его не предаёт, не преследует, не истлевает. Прежние его труды рождены стопроцентной убеждённостью, потребностью высоты и истины, поэтому на них можно опереться. Всё реже он оглядывается, чтобы себя проверить — разве что полюбоваться собой с расстояния, воздать себе должное. Он сам есть собственный, единственно верный, метод. А метод не обманывает.

Он спешит, он торопится. Торопится с выводами, перебивает сам себя. Это тоже очень в духе момента. Спешка вообще становится одной из базовых характеристик Нового-Новейшего времени. Все приучаются спешить, ценить способность "весёлых ног" успевать — везде и во всём, вместе со стремительно расширяющейся вселенной прогресса, в которой всё несётся кувырком, стучит и грючит, в которой всё, что было, хотя бы и только что, в любой момент может стать обременительным и негодным. Приучаются недодумывать и недоделывать, обходиться прогнозированием и структурированием, приблизительностью всех отношений, не испытывая потребности или желания приблизиться полностью, сомкнуться целиком, докопаться до каменного дна. Все двери остаются открытыми, все задачи текущими. Динамизм — верховная ценность настоящего дня.

"Неприлично теперь быть христианином". Вот оно! Не когда-то, а теперь это вдруг неприлично в глазах натуралиста — провозвестника новых ценностей. Неважно, что они, те, что действительно новы, а не стары, хотя и перелицованы, не тянут на ценности, что их общий признак — одноразовость, преходящесть. Важно, что новые. Новое — синоним лучшего. Потому что завтра будет что-то ещё новей. Ценность определяется степенью новизны, заменяемости — именно это позволяет перестать тяготиться ценностями. Оказывается, представление Ницше о христианстве (а заодно и других ценностях идентичной шкалы) довольствуется областью категорий практической выгоды рекламно-потребительского расчёта. И этого достаточно! Это и обозначает пресловутый слой актуальности, в котором концентрирует себя новая реальность.

Как будто для того, чтобы быть христианином, существует "теперь" или вообще какое-то определённое время! Но не существует его исключительно для тех состояний сознания, в которых это сознание не расположено считать актуально-горизонтальную реальность с её ценностями привилегированной.

0

11

12.

"Мне нужна критика святого". Конечно, нужна. Критика святого нужна всем и всегда — но больше всего она нужна самому святому. Критика, отрицание, а особенно гонения, как правило, как раз и делают его святым. Делают святое святым. Каждая новая критика поднимает святость на этаж выше. Это то, что неспособно на святость, может быть убито критикой.

Что же касается неприличия быть христианином... А что следует нынче считать приличием? Что заслуживает быть поощряемым в этом значении? Вероятно, приличие декадентства и нигилизма, которые ещё предстоит преодолеть, как надеется Ницше, но которые временно неизбежны и необходимы в качестве "новых варваров", пока он, Ницше, не исцелит их найденной им "какой-то новой ценностью", отвечающей прагматическим нуждам новых реалий, полагаемой и изымаемой по своему произволу и блажи. Именно — по хотению супермена, не знающего запретов. В поисках таковой он не только переворачивает с ног на голову всё, что веками добывалось и формировалось работой сердца, но и с искренним рвением опошляет доставшуюся ему в наследство сокровищницу, не сознавая, что, отрицая подлинность подлинника, он отрицает подлинность в себе. Нет, беда не в том, что эти ценности фальшивы, недолговечны или слишком низкой пробы. Они как раз — лучшее, что есть за душой человечества, что оно сумело не просто накопить, но путём неуклонной культивации кристаллизовать, переведя в состояние качественно иного, того, что и даёт возможность новой воплощённости уже над этим, не отвергая его и не списывая со счетов (как евры рок-музыки не отменяют грегорианского канона, без которого ни они, ни отпочковавший их джаз не могли произойти). Настоящая проблема в том, что пользоваться этим лучшим, понимать его, резонировать с ним получается только на его собственных высотах и частотах — а они-то как раз стремительно выходят из широкого употребления.

Вопрошающий разум эпохи переводит ориентацию своего компаса с постоянного и внутреннего на преходящее и внешнее и именно в этом ищет ответов и, хотя презирает бездушный рациональный индустриальный принцип, берёт его, тем не менее, на вооружение для решения своих, вроде бы не предназначенных для него, задач.

Промышленный принцип разделения, расщепления объекта на элементы — и, соответственно, разделения труда, разделения подходов, задач, производственных процессов, разделения отношений с этим объектом и составляющими его элементами, как и с трудом, подходами, задачами и производственным процессом... Разделения посредством метода. Что естественным образом приводит к встречному расщеплению и раздроблению самого субъекта таким же образом — вплоть до расчленения его индивидуального сознания (а с Фрейдом процедура штамповки мозгов приобретает уже поточный характер).

Этот процесс взаимного расщепления связан с тенденцией упрощения и типизации субъектно-объектного присутствия, поиска единообразных элементов, "квантов" (Ницше не без удовольствия использует понятие "квант сознания"), для создания единого стандарта и метода взаимоуподобляемости, приспособляемости и заменяемости.

0

12

13.

Исследователь, аналитик, интерпретатор всегда имеет дело не с явлением как таковым, а лишь с его проекцией в собственном представлении — что автоматически означает цензуру сознания, под- и сверхсознания, — с достаточной условностью принимая за луну её отражение в водах своего весьма обусловленного и ограниченного пруда восприятия. Для того, чтобы понимать и учитывать это, вовсе даже не обязательно становиться дзенским мастером.

Субъективность приобретает новое качество. Она перестаёт согласовываться с объективностью или стремиться к ней. То, чего она теперь добивается — это собственной типичности. Относительности. Ницше намного больше, чем может казаться, типичен для своего времени. Он — его герой и символ, олицетворение его стандарта. Он говорит голосом эпохи и озвучивает её умонастроения.

Анализируя тему веры и Бога, однако, Ницше (а ведь кто, как не он, мог бы помнить о собственной убеждённости в интерпретирующем характере человеческой мысли) совершенно упускает из виду, что занимается рассмотрением своих же собственных (типичных) вымыслов, творений своих комплексов и заблуждений, принимаемых им за образ выбранного объекта — ведь не только "все истины", если быть последовательным, представляют из себя интерпретации, "логические фикции и перспективы". На деле его раздражает не столько религиозная идея или учение, до понимания которых он просто не добирается, а более всего церковная терминология, охотно применяемая лицемерами, и нередкое фарисейство клериков — черты, которые вряд ли стоило бы считать исключительной принадлежностью религиозной практики. Да и сама религиозность, её внешний стиль, выглядит в новом динамичном мире устаревшей, изжившей себя формой отношений с жизнью.

И всё же это не главная причина войны, разворачиваемой Ницше против Бога. Главная (и она тоже более чем типична) — самый обыкновенный страх смерти. Понятно, что нет ни одной эпохи, периода или положения, при которых человек был бы свободен от этого страха. Но то критическое время, которое представлено философией Ницше, отмечено усиливающейся тенденцией ослабления концентрации на внутреннем мире человека, на поиске вглубь, и переноса внимания во вне, на внешние, постоянно обновляющиеся средства работы с материей жизни. Включая и жизнь внутреннюю, в том числе трансцендентальную, метафизическую, жизнь души и духа. Отсюда небывалый разгул спиритизма, оккультизма, каббалистики, теософии... (это всё совсем не то же, что мистицизм)  — и великий кризис католической и протестантской церквей. Этого кризиса не могло не произойти — не только потому, что синтез ХVII века уже исчерпан и накопилось достаточно внутриконфессиональных узлов. Сами религиозные принципы перестали в чём-либо согласовываться с изменившейся к тому моменту мирской жизнью, где ничто уже на них не откликалось, ничто с ними не смыкалось. Все уровни выводятся на поверхность, выравниваются на физической плоскости "дионисийского ценностного стандарта". Всё ждёт решения внешними силами, внешним умом. Все ящики Пандоры внезапно предстают доступными, все табу снятыми — павлин видимого разнообразия, видимой его бесконечности распускает радугу своего хвоста. Новые свободы внедряются в ментальное пространство с непостижимой стремительностью.

(Этот процесс намного шире и масштабней, чем может казаться, и не ограничивается рамками [i]цивилизованного — к тому моменту — мира, не зависит от конкретных имён и мест. На рубеже столетий самые фундаментальные ценности идут под топор повсюду. Россия, чему посвящает внимание Бердяев, наполнена ходоками, снявшимися с насиженных мест в поисках истины где-то там. Даже на родине древнейшей культуры — в Китае, традиционные устои которого восхищали Лейбница, Вольтера и Дидро, считавших, что этот эталон способен спасти Европу, они тоже готовы быть отвергнутыми. Так называемый "литературный ренессанс", или литературная революция, свершившаяся в Китае к 1917 году, привела к отмене классических норм литературного языка и письменности и почти вызвала переход с иероглифики на латиницу. Вся картина мира в целом выглядит в это время как одно крупномасштабное искушение.[/i]

Путь, выбираемый историей, часто может представляться единственно возможным и неизбежным. Но нереализованные варианты потенциальных линий развития продолжают сохраняться и невидимо присутствовать, ожидая догадливых. Однако люди (т.е. общество) неизменно основывают свой выбор на эгоизме — и в результате характер развития определяется всегда именно им. Прогресс — под любыми предлогами — движим эгоизмом. Человечество не перестаёт курсировать всё в том же ущелье.)

Социальная интуиция Ницше, дорожащего значимостью общественного устройства и ангажированности (несмотря на призыв к эгоизму сверхчеловека, сама генеральная теория Ницше скорей социальна, нежели персональна, и её адресат — биологический вид, в чём согласны ницшеведы), осознаёт эту тенденцию незамедлительно. И тут же встаёт на её сторону — на сторону того, что набирает силу, в отличие от углублённо духовного, интеллектуального, теряющего её. Стартовое влияние Шопенгауэра (критикуя Шопенгауэра, Ницше продолжает охотно использовать его систему и открытия для собственных построений) и Вагнера, тоже фигур переходного значения — только первые и быстро обесцененные ступени новых ценностей той лестницы, быстро превращающейся в башню, вершины которой он достигает в считанные годы, так никогда и не пытаясь заглянуть в глубины не существующего для него фундамента, где можно было бы найти фундаментальные ответы.

0

13

14.

Может быть, вообще вся ценность прокламаций Ницше — экзистенциальная подлинность его собственного субъективного переживания в конкретный момент оглашения своих чувств.

Это очень и очень близко к психологии ищущего правду-матку подростка, вообще человека незрелого и неосновательного, с недостаточным пониманием и опытом. Недаром и по сей день апологетами ницшеанства становятся преимущественно в юношеском возрасте, пока доверяют, не проверяя, и с особой эмоциональной остротой болеют за справедливость — такую, какой она им, одиноким, предаваемым и преследуемым "рабской моралью" буржуазно-обывательского тупого всезнания, представляется. Обречённому нести неразделяемое бремя своего дара и призвания, храбро и беспомощно мятущемуся Ницше как будто так и не удалось достичь зрелости. Его опыт растёт, но не избавляет от тех же раз найденных, раз испытанных клише и блоков, к которым он возвращается "вечным возвращением" в повторяющейся матрице событий и в которые упирается до последнего.

Он сам предпочитает называть пройденные этапы своих прозрений "масками" — ролями в вечно повторяющихся сюжетах нескончаемых возвращений, цикле абсолютно идентичных серий несменяемого барабана событийной шарманки (одна из его "научных гипотез" адской игры в 666, заполняющих пробелы в теории). Так выглядит встречная версия, способная заместить, по мысли Ницше, разоблачённый им абсурд загробного мира.

О, великая мудрость великого Заратустры! О, захватывающий и вдохновенный абсолют свободы!

0

14

15.

И ведь его недовольство всем и вся так понятно: кого могло бы удовлетворить существующее положение вещей? Оно никогда не бывало совершенным. Оно всегда выражало противоречие — в кризисе, как и в благоденствии. Мир проявленный, актуальный, по природе своей эгоистичен и лицемерен и иным не бывает. И в то же время в нём всегда присутствует истина, побудившая его к воплощению. Эта истина остаётся той же универсальной истиной при любых знамёнах, любых заменах и модернизациях. Ложь — не она, ложь — её разделённая и воплощённая интерпретация. Как любая интерпретация — она содержит осколки отражаемой истины, но сама таковой не является.

В ответ на ложь истории и современности Ницше предлагает свою контр ложь, перечащую, поперечную, вполне в характере последних веяний — и от этого новая ложь кажется выходом и средством, искомым перпендикуляром, тогда как на деле это всё та же до банальности избитая плоскость. Взамен одного дискредитированного знания создаётся, "узнаваемостью до знания", ещё одно. Новое мерило — заставляющее перечеркнуть контекст вместе с сутью. Меняется интерпретация, меняется мировой порядок со всей его фундаментальностью, меняется отношение человека к себе. И ему кажется, что он в самом деле стал другим, освоив бодрящий облик жизнеутверждающего дионисийства. Но какую же жизнь утверждает эта наспех скроенная маска, рекомендуемая Ницше как антидот не оправдавшей себя апполонической? Жизнь, уравнивающую свет и мрак, возвышенность и низость, всё принимающую, как и отвергающую, но ничему не отдающую предпочтений, не ищущую вектора выхода? Жизнь, в которой добро и зло не существуют, а мораль подчинена? Где единение, единство, равенство стандартов довольствуется плоскостным планом — утешительностью вполне языческого образца?  И почему же так непременно надо ограничиваться выбором между этими двумя — апполонической и дионисийской — альтернативными моделями, двумя партиями, двумя чашами противовесов? Обязателен ли выбор между Аристотелем и Платоном, Конфуцием и Лао Цзы, Фомой и Августином, рациональным и иррациональным? Может быть, сама их противоречивость — только в оторванности от целого и друг от друга? Не будет ли такой выбор предательством обоих? И разве сама по себе перевёрнутость и смещённость изображения, перенос точки опоры на другую ногу, а зрительного фокуса на другой глаз способны хоть в чём-то изменить человека?

Нет. Потому что человек — ценность, и не может таковой не быть, не может обесценить себя до реального несоответствия своему определению. Человек содержит в себе полный спектр значений, включая самые крайние. Пока он остаётся человеком, то, значит, вполне в состоянии найти или создать оптимальный порядок взаимодействия преимуществ крайностей, лучшего в них, соединив их в один общий объём, в один дом неразделённый, позволяющий противоположностям через взаимозависимость обнаружить свою идентичность. Человек ведь, его избирающее и созидающее начало, находится выше любых весов, которые есть всего лишь его инструмент, и ничто никак не обязывает его присоединяться к одной из взвешиваемых сторон — если только он сам не сочтёт, что это ему почему-то нужно.

Уравнивание же всех значений, прецеденты попыток которого имели место и до Ницше, главным образом на всевозможных религиозных основах, допустимо лишь при условии непринадлежности к миру сравнений, независимости от него, при наличии понимания неограниченного присутствия верховной духовной ценности во всём разнообразии проявленных форм. Это доступно только для тех, для кого сама эта верховная ценность равно перекрывает всякую конкретность.

0

15

16.

Бог, считает Ницше — главный и единственный виновник человеческой трагедии на протяжении веков. Он своей мстительной прихотью обрёк людей на смертность, позавидовав полученному Адамом шансу стать как боги. Монотеизм, следовательно, возник как попытка слабых людей и слабых умов умаслить супостата, вымолить если не возвращение утраченной привилегии бессмертия, то хоть какую-то компенсацию в виде жизни после жизни.

Беспомощность религии в достижении возврата отнятого Богом бессмертия для Ницше очевидна. Бог — причина жалкого, рабского сознания — и положения — человека. Если другие средства бессильны, почему бы не убить тирана, убив вместе с ним сам источник смертельной угрозы и вызванных ею проблем и запретов? За всех и для всех? Новое время не желает Бога, сама эпоха хочет безбожия. И хочет не без оснований.

Да, иногда полезно бывает сесть на Будду — чтобы понять, что присутствие Будды не лимитировано его материальным обозначением, которое может что-то значить так же точно, как не значить ничего, но в любом случае иметь касательство только к границам человеческого разума, к схоластическому интеллекту, обходящемуся с духовной материей как с материальными предметами.

Орудие, из которого Ницше бьёт по Богу, вполне традиционно. Анализ (боковой), толкование (предвзятое) — обычные инструменты интеллекта, абстрагирующего предмет своего внимания и оценивающего его. Атакуя свою цель, мы атакуем только свою же её интерпретацию. Одну интерпретацию — другой. Собственную — собственной же (собственную интерпретацию чужой интерпретации в том числе и, что не менее важно, с позиции самоинтерпретации). Но Бог — не интерпретация. Бог не может быть бессознательным объектом для нас как субъектов. Поэтому Он интерпретируется и анализируется с преобладающей долей условности. Анализу может подлежать лишь договорённость о Нём, символ. Сходство толкований.

Собственно, любое явление правдивей какой-либо его интерпретации, всегда представляющей определённый ракурс — примерно как изображение статуи средствами двухмерной передачи. Существующее же, сущее, существует только в единственном числе, как и полагается подлиннику. Или, как определяет Хайдеггер, "источнику".

Когда человек задумывает убийство, и не то чтоб обязательно Бога — нет, самое рядовое, он обычно исходит из крайне утопического представления о сюжете, в котором ему видятся две доминирующих задачи: как совершить преступление и как избежать наказания за него. Он смотрит на предполагаемую жертву, как на объект с точки зрения субъекта, как на препятствие, по той или иной причине мешающее ему двигаться по выбранному маршруту. Примерно как если бы на его пути лежал камень или бревно. Как правило, он исходит из неподвижной схемы, в которой устранение одного (ненужного) элемента фактически ничего не изменит в остальном. Из машины будет вынут лишний винтик, из спектакля убрана лишняя роль, только и всего. Остальное продолжит функционировать по прежнему сценарию. И реже всего преступнику приходит в голову, что любое действие — это взаимодействие, что в результате не только ничто не останется прежним, что, лишившись одного элемента, вся комбинация перестаёт существовать как таковая и переходит в новую, но и, самое фатальное, что он сам в первую очередь перестанет быть таким, каким был до этого. Станет другим. Убийцей. Значит, будет жить, как убийца, думать и чувствовать, действовать, хотеть — всё, как убийца. Даже если никто никогда его не заподозрит, он сам будет это знать.

0

16

17.

Замыслив убийство, Ницше далёк от того, чтобы озаботиться его последствиями для себя. Он готов доказать свою силу жить без Бога. Однако сама дальнейшая деформация его мышления, сама развязка его жизни показывает, что он знал, что сделал. Знал, что им совершено реальное убийство, всамделишное, что он покусился не на выдумку, не на массовый обман, не на "гипотезу Бога", не на карикатуру, которой пытался замаскировать свою мишень (как тут не вспомнить Дориана Грея!). Он знает, что сделанное — необратимо, непоправимо. Что его адвокат, рукотворный Заратустра, или Супермен, его обоснование и оправдание — всё то, чем он готов заполнить опустевший престол, неспособно избавить его от собственного приговора.

И это говорит о том, что Бог — реальность для него.

18.

Верующий Ницше?! Смешно, казалось бы, даже помыслить такое. И тем не менее. Тем не менее серьёзных причин сомневаться в том, что ниспровергатель Бога и божественного — верующий, не существует. Причём вера выросшего в титана-богоборца Ницше отличается той же глубиной и страстностью, что и в скомпрометированном безоглядной религиозностью далёком его детстве. Он и отрицает-то Бога со страстью детской веры. Без веры в то, что больше его, больше всего человеческого, он никогда не смог бы решиться на свой подвиг — встать против мира с его закоснелой привязанностью к своему знанию, против его сознания своего знания. Да, пусть Ницше дилетант, путается, сбивается, сам себя загоняет в угол. Пусть он мнителен, пусть заблуждается, но он — живой. Он принимает свою миссию, он верен ей, он себя ей отдаёт.

Потому что он верит.

Сам факт осознания и признания своей отличности, призванности, подлинности, трепет перед лицом собственной гениальности (недосягаемой, недостижимой человеческими средствами) уже есть признание в вере. Какой бы кличкой она себя ни называла, какие бы особые обозначения для себя ни находила, где бы свои границы ни проводила, она есть одна и та же вера. Верить можно по-разному и в кажущееся разным, находящееся в разных масштабах и сферах — хотя бы в прогресс, гуманизм, науку, справедливость, космический разум, Великий Предел или же фортуну. Или, как сказал в интервью прогрессивный современный врач: "Я верю, что есть что-то больше, чем физика электронов, протонов и нейтронов, шныряющих вокруг, что есть эстетическая разумность внутри самой материи природы. Мало кто посчитает это верой в Бога.". Но вера во всех случаях остаётся той же, собой и в малейшей части, как одно вино, от которого каждый вкушает и имеет в меру склонности. Именно она, эта вера, каждый её "квант", даёт внутреннее право и даже обязывает человека принять на себя равновеликую принятой порции миссию — и это всегда миссия судьи, миссия того, кто держит в руках весы оценок. Идеологические аппетиты Ницше во всём настроены на максимум, и его миссия видится ему крупным планом — как великая, как Миссия, хотя при этом вопроса о связи с верой как раз-таки не возникает.

Но между Миссией и тем, что "неприлично теперь быть христианином" лежит пропасть, и Ницше выбирает то, что прилично теперь, поэтому мессией, каким ему дано было стать, не становится, отрешаясь таким образом и от своей гениальности и её источника. Подлинность, в которой была его главная сила, превращается в подделку, в фальшивку. В сиюминутный расчёт.

Если смотреть с определённой точки зрения, неверующих людей вообще не существует. Какими бы лютыми атеистами они себя ни мнили. Выбор формы веры — дело сугубо личное. А богатства духовно-религиозной традиции — совсем другой вопрос. Можно, конечно, считать, что в животных веры больше, чем в людях — стоит только посмотреть, как неразумные твари умирают, возвращая себя Создателю. Но и человек, не меньше, чем животное, всё-таки не может быть живым без веры, без источника. Только этим соединяются все части жизни в одно — как голоса оркестра соединяются воедино композитором и дирижёром в одном лице, тем, кого нельзя исключить из музыки.

Бог не может быть вынесен за пределы музыки личности, её сознания.

0

17

19.

Можно утверждать без оговорок, что каждый, кто решается занести ногу над пропастью, движим в этот момент верой. Пассионарность, одержимость — сами по себе черты веры. Остальное зависит от того, к чему они приложены. Ницше так боится Бога именно потому, что верит, всегда верил. Эта вера мешает ему отдать себя целиком отстаиваемым им принципам, в которых он запрещает себе сомневаться. Находясь на перекрёстке между скрытым пониманием реальности Абсолюта с его ценностями и противоречащим этому требованием принадлежности к формируемому им альтернативно-дионисийскому идеалу, он не может чувствовать полной уверенности в себе.  Поэтому стремится к избавлению от веры и рождаемого ею детского страха, что для него возможно лишь путём устранения самого предмета веры. Тогда он сумеет заместить Бога в своём сознании тем, с чем ему было бы легче существовать на равных, присутствовать на одной доске.

20.

Ницше — не самый первый и не единственный философ-атеист. Его проповедь безбожия опирается, как минимум, на авторитет критикуемого им Шопенгауэра. Зато после Ницше философия вовсе теряет связь с теологией. (Ясперс относит богоборца Ницше и теолога Киркегора к двум "исключениям" с противоположными значениями.) Практически любой современный философ чувствует неэтичность нарушения чистоты научного метода, и теологический элемент вытесняется из философии почти полностью — преимущественно заменяясь психологическим. Философия в целом теряет связь со своими классическими корнями, вдохновившись задачей создания нового философского идеала, не выходящего за пределы настоящего века (выражение Сартра).

Тем не менее почти ровно после сотни лет развития этого нового идеала атеист Сартр, один из его последователей и проводников, признаёт в конце жизни: "В любом случае атеисты написали мало философии. Все великие философы были более или менее верующими". Этот же автор уточняет уже проверенное практикой определение молодой атеистической философии: "... новая концепция существа, оставленного среди вещей и не отделённого от них божественным сознанием...".

Эта сжатая формула позволяет воочию убедиться в радикальности изменения эволюционного курса: прежде человек, соединяясь с божественным сознанием (лишним), был отделён разве что от вещей, зато теперь, соединившись с вещами (насущным), отделён не более, чем от божественного сознания...

21.

Конечно, пожертвовать Богом, этим лишним элементом, лишним лицом на сцене — наименьшее из зол в глазах Ницше. Он вытесняет Бога во вне, полагает Его в качестве внешнего объекта рассмотрения — и этим делает решающий шаг к раздроблению собственной личности. Рассечению, располовиниванию. Оставшись вне присутствия Бога, он просто вынужден принять на себя командование всеми сторонами феноменального мира. Как следующая версия Адама, только ещё более, до откровенной иногда наглости, упрямого и мятежного, он пытается взять на себя — и взвалить на человека вообще — роль полноправного господина природы, в том числе человеческой и даже, более того, божественной. Сегодня этот взгляд настолько сделался нормой, что для кого-то выглядит самым естественным, а для кого-то самым пошлым. Но для пионера-первопроходца Ницше задача настолько неохватна, что неизбежно усиливает спешку, ограничивая его размышления первыми конвульсивными реакциями, не дожидающимися зрелости. При этом он не желает (и не мог бы желать) остановиться на одном ракурсе рассмотрения, он намерен владеть обоими противоположными полюсами, с которых вперебивку производится рефлекторный выброс. Это ни в чём не является диалектикой, не ведёт к взаимодействию полярностей, не выявляет их взаимозависимости: каждая остаётся сама по себе, слышит лишь себя, заявляя о своей полярной истине.

Всё глубже погружаясь в процесс вивисекции, сопровождающийся появлением нот низости (ниже — понятней), Ницше как будто испытывает всё больше вкуса к ней и к освобождаемой ею энергии распада, трупному яду, возбуждающему, но не добавляющему жизни. Проповедуя и демонстрируя распад, он и сам заметно распадается на отдельные автономные фракции одновременного присутствия в разных точках, разных ракурсах убеждений, как бы на собственном примере показывая реальный ход исторического процесса разъединения и его результат.

Таким образом, личность Ницше образует собой первый демонстрационный прецедент явления героя нашей современности — аватара.

0

18

22.

Желание, тем более намерение расправиться с Богом — "разоблачить", обвинить, заклеймить — может возникнуть лишь у того, кто не понимает, что же такое Бог. Несостоятельность человека, то есть выражение его несовершенства — в нём самом, причём в каждом заново конкретно, а вовсе не в условиях, общественных или персональных. Бог — не внешняя сила, понуждающая к тому или иному. Убивая своего Бога, человек убивает свой шанс на выход из несостоятельности, убивает себя и только себя, в том числе физически. Бога от этого меньше не становится. Желать отсутствия Бога, желать освободить человека от Его присутствия — значит желать освободиться от присутствия человека в человеке. Если же человек отказывает себе в том, чтобы быть человеком, для него исчезает всякий смысл и оправдание занимать человеческое место в жизни. А поскольку "определённых пород животных" хватает и без него, то не остаётся причин и вовсе занимать место в жизни — даже место животного.

А что такое религия, её институты, никогда не идеальные как любые таковые? Религия — всего лишь одно из средств утверждения реальности невидимого и недоказуемого, превосходящего и превышающего всякую доказуемость и именно в этом осязаемо действенного, осязаемо наличествующего. Дело религии — не давать человеку врастать в землю, довольствоваться собственным масштабом, рамками рассудочной понимаемости. Поэтому и требуется порой сесть на Будду — попрать ограниченность абсолюта, имманентного частной невежественности своего эго, и так освободить себя для осознания конкретности Абсолюта непостижимого. "Если бы Он был понят, Он не был бы Богом," — писал Августин. По прошествии веков справедливость этой догадки  ничем и никак не была уменьшена, хотя много что успело к ней добавиться, её дополнить. Такая, к примеру, теологическая формула — от actus purus Аристотеля и Фомы Аквинского до (в подаче Тиллиха) "Всевышний есть чистая актуальность".

Расставание с Богом не было и не бывает безболезненным, ибо этим действием снимается защита перед бесконечными слоями пустоты, бесконечными пустыми этажами, которые невозможно заполнить ничем "слишком человеческим". Литература и искусство ХIХ, а затем ХХ века — самый честный свидетель встречи с незаполняемостью этого чёрного квадрата.

Результат преступного низложения Абсолюта — не заклание Бога, не то, что убит, уничтожен Бог, то есть некий общий сверхсимвол сознания — но заклано и убито то в себе, что предполагает присутствие этого сверх и заставляет к нему стремиться, с ним сближаться, на него ориентироваться. Если же выше человека ничего нет, ему остаётся смотреть только вниз...

Бог же продолжает существовать: даже и в отрицании — как отрицаемое (ситуация воинствующего атеизма, например), в "убивании" как "убиваемое", и народный мститель провозглашает своим действием только собственное отрицание и собственную смерть.

Безнаказанно можно убивать лишь то, что уже мертво, и с этим у Ницше получалось лихо. Но Бог не есть ни религия с её заблуждениями, ни церковь с её ограниченностью, ни традиция с её узостью. Он не тождествен ни отдельной части, ни всему существующему в целом. Он есть превращённая форма (подсказанное Марксом определение) самого существования.

Если миру нравится считать Бога мёртвым, никто ему этого не запретит — но и от последствий тоже никто избавлять не станет. Мир получит то, чего добивается — мёртвого себя.

0

19

23.

Если не усложнять, главную победу философии Ницше можно определить как полную и окончательную историческую победу принципа конечности — и бессмертия в его рамках. Тяга к реставрации, к вечному возврату — хотя бы в рай ушедшего детства, хотя бы к языческой идиллии, где боги умирают вместе с породившей, изобретшей их реальностью, не нова. Она подобна фрейдовскому комплексу ухода в пренатальную безответственность. Весь сегодняшний прогрессивный мир, вся наша нынешняя цивилизация в её упоительно-успокоительной увлечённости собой, своими играми и игрушками, жонглированием морализаторством без морали и назначаемыми плебейскими вкусами ценностями (разве ценности назначаются??), стоит на неприкрытом идолопоклонстве (в отдельных случаях называемом демократией). Наша реальность поистине выбрала в пользу примитива — и куда более пещерного, чем пещерный. Призыв к эгоизму супермена не остался втуне. На место наиболее востребованного объекта поклонения вышло эго, Я — причём в самом непритязательном своём виде, что не слишком удивляет, если помнить слова Конфуция: "Великий муж знает, что правильно; маленький человек знает, что можно продать."...

Неисчислимые божки цивилизации, покровители диктатуры удобства, освобождают от необходимости искать чего-то сверх себя, сверх натуральных (читай утилитарных) данных и потребностей, сверх объяснимого и потребительски обоснованного. Искать и подниматься, чтобы по мере сил сближаться и соединяться с этим сверх — что и есть единственно допустимая форма пресловутого становления, в человеческом его варианте. (Конфуций говорил когда-то, что народ способен существовать без армии и даже без еды, если необходимо, но никакой народ не может существовать без веры.)

Куда и зачем ещё теперь становиться? К чему? — если существование ограничено единой для всего плоскостью равенства сравнений? И вся мудрость Заратустры не требует отрыва от неё — её вершины не угрожают выйти за пределы удобной доступности.

0

20

24.

Ницше можно — и нужно — любить. За силу. За смелость. За неподдельность чувств. За точность взятой отдельно отдельной мысли, её универсальность. За краткость. За шокирующую прямоту. Но ходить по намеченному и разукрашенному его огнями пути лучше бы не спешить. Хотя соблазн бывал велик, особенно если написанное им читалось примерно так, как он сам читал Писание — вкладывая желаемые значения в ковкие слова. А более всего Ницше нужно любить за убедительность аргументации в пользу ошибочного выбора. Конечно, именно — этот выбор был ошибкой, и всё, что построено на его ошибочном основании — неестественно, ложно и временно, как протез на том месте, где должна быть живая часть тела. Почти не отличить, но — не она! Может временно выручить и может временно к себе приспособить, но живой не станет и жизни не заменит.

Его гений — удвоенного свойства. Он не только предсказал, но и указал зовущую неживым светом в придавленном отсутствием смысла небе звезду сегодняшнего идеала. И мы должны быть благодарны за тонкость если не предостережения, то хотя бы прогноза, в котором оправдывает себя каждое слово. В этом перспективном плане мы узнаём с буквальностью осуществившуюся реальность, комфортно утверждённую на обозначенных им китах:

"ВЕРА В ТЕЛО"
"ЧИСЛО КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА"
"СУБЪЕКТ КАК МНОЖЕСТВЕННОСТЬ".

Расшифровывать, истолковывать эти слова кажется лишним — они взяты прямо из сегодняшней реальности и привычны ей. Лозунги, которые незамедлительно превращаются в рекламные слоганы — у них один стиль и одна цель. Ницше не ошибся, посчитав себя великим стилистом! Он мыслит настолько точно в стиле нашего времени, наших интересов, что даже никаких логических или иных подтверждений в придачу к его интуиции не требуется. Самое базовое доказательство правоты Ницше — его эмоции. И этого вполне достаточно. Ему поистине дано быть не "одним из" (сравнения здесь неуместны), а откровенно единственным — тем, кто держит "нечто, в чём завязан узел в судьбе человечества". То, что узел действительно завязан — очевидно. Самым честным индикатором этого оказалось, как всегда, искусство, с достоверностью показавшее неспособность замкнутого на себя сознания образовывать, производить ценности. После того, как большая литература первой половины ХХ века пережила последнюю волну подъёма внимания к ценности человека, личности — скорей отпевая и оплакивая эту ценность, нежели заново утверждая её —этот вопрос был снят окончательно.

0


Вы здесь » Россия - Запад » ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗАПАДА XIX в. » Татьяна Апраксина. - Разлом по имени Ницше