До последней минуты земной жизни
Вспомнил ли Сергей Иванович в последние минуты своей жизни предсказание, сделанное ему в Париже знаменитой Ленорман? Об этом случае рассказала Е.Ф. Муравьева, любимая тетушка братьев Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов, мать декабристов Никиты и Александра Муравьевых: «С.И. Муравьев-Апостол, служивший в гвардии, зашел однажды, во время занятия Парижа нашими войсками, к знаменитой предсказательнице Ленорман. Обратясь к С.И. Муравьеву, она сказала: «Вы будете повешены». «Верно, вы считаете меня за англичанина, — заметил ей Муравьев, — я — русский, у нас отменена смертная казнь»».21
Священник Мысловский уверял Якушкина И.Д., Трубецкого С.П., Оболенского Е.П. и других декабристов, что казни не будет. «Они будут приговорены с смертной казни и даже их поведут, но они будут помилованы. Я хотел вас предупредить», — сообщил Е.П. Оболенскому Мысловский.22
«Слова Мысловского, — подтверждает И.Д. Якушкин, — уверили меня, что смертной казни не будет. Большая часть из нас была в той же уверенности».23
Все надеялись, что приговоренные будут помилованы, никто не верил, что казнь состоится на самом деле. Ведь в России давно не казнили. Поэтому, вспоминал Якушкин, когда принесли обед, ефрейтор: «шепнул мне, что за крепостью совершился ужас, что пятерых из наших повесили. Я улыбнулся, нисколько ему не веря, но ожидал Мысловского с нетерпением. Наконец вечером он взошел ко мне с сосудом в руках. Я бросился к нему и спросил, правда ли, что была смертная казнь. Он хотел было ответить мне шуткою, но я сказал, что теперь не время шутить. Тогда он сел на стул, судорожно сжал сосуд зубами и зарыдал. Он рассказал мне все печальное происшествие…».24
Якушкин И.Д. передает со слов священника, как всё происходило: «Все смотрели совершенно спокойно на приготовления казни кроме Михайлы Бестужева: он был очень молод, и ему не хотелось умирать. <…> Был второй час ночи. Бестужев насилу мог идти, и священник Мысловский вел его под руку. Сергей Муравьев, увидя его, просил у него прощенья в том, что погубил его.
Когда их привели к виселице, Сергей Муравьев просил позволенья помолиться; он стал на колени и громко произнес: «Боже, спаси Россию и царя!». Для многих такая молитва казалась непонятною, но Сергей Муравьев был с глубокими христианскими убеждениями и молил за царя, как молил Иисус на кресте за врагов своих. Потом священник подошел к каждому из них с крестом. < …> Прощаясь в последний раз, они все пожали друг другу руки. На них надели белые рубашки, колпаки на лицо и завязали им руки. Сергей Муравьев и Пестель нашли и после этого возможность еще раз пожать друг другу руку. <…> В это время священник, сошедши по ступеням с помоста, обернулся и с ужасом увидел висевших Бестужева и Пестеля и троих, которые оборвались и упали на помост. Сергей Муравьев жестоко разбился; он переломил ногу и мог только выговорить: «Бедная Россия! и повесить-то порядочно у нас не умеют!»25
«Бог один его судить может». Бог судил. Сергей Иванович, будучи глубоко верующим человеком, повторно поднимаясь на помост, знал, что оправдан Высший Судом.
Декабрист Н.И. Лорер также оставил воспоминания о том, как все свершилось: «Все нижеследующее передаю со слов священника нашего, который, проводив несчастных в вечность и оставаясь при них до последней минуты их земной жизни, вечером, в 5 часов, пришел ко мне и передал все подробности. Пестель, Муравьев-Апостол, Рылеев, Бестужев-Рюмин и Каховский, в белых саванах, с черными завязками, опоясанные кожаными поясами, на коих большими буквами написано было: государственный преступник, простились друг с другом и с покойным духом взошли на подмостки. < …> Когда Муравьев стал на скамейку, то позвал священника и сказал ему: «благословите меня в последний раз, я расстаюсь с здешним миром без злобы, даже на того, который приговорил меня к этой позорной смерти… Прощаю ему, лишь бы он сделал счастливою Россию» <…> каждые 1/4 часа скакали с донесениями в Царское село фельдъегеря и Бенкендорф промедлил нарочно казнью в ожидании помилования, для чего постоянно обращался в ту сторону, откуда ждал вестника. <…> Но увы — курьеры мчались в Царское Село, и обратно никого не было: в 6 часов утра их не стало. <…>
Как я уже сказал, вечером ко мне вошел в каземат наш священник Петр Николаевич, бледный, расстроенный, ноги его дрожали, и он упал на стул, при виде меня залился слезами, и само собой разумеется, что я с ним плакал. Петр Николаевич рассказывал, что когда под несчастными отняли скамейки, он упал ниц, прокричав им: «Прощаю и разрешаю». И более ничего не мог видеть, потому что очнулся тогда уже, когда его уводили…. Говорят также, что Бенкендорф, чтобы не видеть этого зрелища, лежал ничком на шее своей лошади…»26
«Бестужев-Рюмин не ожидал крушения, — вспоминал Матвей Иванович Муравьев. — В 22 года ему не хотелось умирать, тяжело было идти на виселицу. Он, рыдая, еле волочил ноги, его принуждены были поддерживать. Сергей Иванович на пути просил у него прощения в том, что погубил его, и не переставал ободрять своего юного друга, так как все кончено бесповоротно; еще накануне казни, через стену, он утешал его разговорами о Спасителе и о бессмертии души.
Так преждевременно прекратилась жизнь юного человека, который при великодушном помиловании и добром слове государя послужил бы ему и отечеству с той же горячею преданностию, как и все без суда помилованные Муравьевы и прочие члены Тайного Общества…
Сергей Иванович имел громадное нравственное влияние на людей. Например, протоиерей Казанского собора Петр Николаевич Мысловский, часто посещавший заключенных, долго беседовавший с ними и напутствовавший их на казнь, говорил многим: «Когда я вхожу в каземат Сергея Ивановича, то мною овладевает такое же чувство благоговения, как при вступлении в алтарь перед Божественною службою. Меня умиляет в нем непоколебимость веры в Бога, сердце преисполненное любви к Спасителю и к ближнему, чистота его помышлений и великое спокойствие в ожидании скорого перехода от земной жизни в вечную». Напутствуя его на казнь, он сказал ему: «Смотря теперь на вас, Сергей Иванович, можно подумать, что я веду вас в церковь под венец»».27
Через день после казни, 15 июля 1826 года, во время прохождения на Петровской площади парада и очистительного молебствия, Мысловский вместо себя отправил другого священника с образом казанской божьей матери, а сам «надел черную ризу и отслужил в Казанском Соборе панихиду по пяти усопшим. Екатерина Бибикова зашла помолиться в Казанский собор и удивилась, увидев Мысловского в чёрном облачении и услышав имена Сергея, Павла, Михаила, Кондратия».28
Мысловский «от этой казни унес глубокое чувство уважения к страдальцам. Он после без боязни, не обинуясь говорил и писал к своим друзьям, что они умерли как святые; дорожил данными от них вещами на память и молил о упокоении душ их пред престолом божиим».29