"Мифы и тайны истории"
"Ханжество Сталина, или как образование в СССР в 1943-1954 гг. разделялось на женское и мужское"
13 декабря 2020
Как должны учиться в школах мальчики и девочки - вместе или раздельно?
В Российском империи, где женщины имели меньше прав, чем мужчины - было раздельное образование. В СССР с 1918 г. - совместное. В 1941-54 гг. попытались разделить - в итоге расписались в несостоятельности реформы. Сейчас в Российской Федерации - снова совместное.
Раздельное обучение в Российской империи
Раздельное обучение в Российской империи было почти во всех средних учебных заведениях (пансионах, гимназиях, прогимназиях, реальных училищах и других). Исключения составляли коммерческие училища, частные учебные заведения и смешанные приходские училища, ведомственные начальные школы. Объём знаний в женских учебных заведениях, и права, которые получали их выпускники, нередко был меньше, чем у выпускников мужских учебных заведений.
Совместное обучение в СССР в 1918-1943 гг.
18 (31) мая 1918 г. нарком образования РСФСР Луначарский ввёл обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Эта мера должна была устранить неравноправие женщин и мужчин в области образования:
Статья № 499. Постановление Народного Комиссариата Просвещения. О введении обязательного совместного обучения.
§ 1. Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола.
Примечание. В наименовании всех учебных заведений, всех ступеней и типов, включая высшую школу, опускаются слова мужской и женский.
§ 2. С момента опубликования настоящего постановления все учебные заведения принимают на свободные вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях.
§ 3. В целях более последовательного осуществления принципа совместного обучения прием новых учащихся производится следующим образом: мужские учебные заведения принимают на свободные вакансии в первые четыре класса преимущественно учащихся женского пола: женские учебные заведения соответственно принимают в те же классы преимущественно учащихся мужского пола с тем расчетом, чтобы количество учащихся обоего пола по классам было возможно более равномерно.
§ 4. Прием учащихся обоего пола в старшие классы, начиная с 5‑го, производится беспрепятственно.
§ 5. Во всех вновь открывающихся классах и учебных заведениях прием учащихся обоего пола производится на основании § 3.
Подписал: Народный Комиссар Просвещения А. Луначарский.
Распубликовано в № 109 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 31/18 мая 1918 года.
Однако, не всё оказалось так просто и гладко в совместном обучении. СНК СССР принял 24 октября 1942 г. Постановление, на основании которого раздельное обучение мальчиков и девочек вводилось в начальной школе и на занятиях по допризывной военной подготовке. Дети и подростки разного пола изучали в период войны эту дисциплину по различным программам начиная с V класса.
Раздельное обучение в 1943-1954 гг.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны Сталин, считая, что равноправие полов по части доступности образования уже достигнуто, поставило задачу введения раздельное обучение - видимо, учёба его дочери Светланы Аллилуевой не понравилась ему в таком варианте. Светлана, родившаяся в 1926 г., училась в Москве в образцовой школе №25 в 1932-1941 гг., а потом до 1943 г. - в Куйбышеве.
В мае 1941 г. по личному указанию секретаря ЦК ВКП(б) А. С. Щербакова отдел школ ЦК ВКП(б) совместно с Народным комиссариатом просвещения РСФСР обязали подготовить рассмотрение вопроса на Оргбюро ЦК ВКП(б).
Школа во время войны до разделения
Осуществлению этих планов помешало начало войны, и к вопросу восстановления раздельного обучения вернулись лишь в 1943 г.
Согласно докладной записке, подготовленной Отделом школ ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения РСФСР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР»: "…неравноправие мужчин и женщин в области образования уже устранено благодаря введенному в мае 1918 году всеобщему образованию.
Полное равноправие достигнуто во всех областях хозяйственной, политической и культурной жизни.
Совместное обучение стало создавать затруднения педагогического и организационного порядка.
Правильная организация учебно-воспитательной работы требует учета особенностей физической природы и развития девушек, в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка мальчиков и девочек к труду и практической деятельности.
Введение раздельного обучения будет содействовать укреплению дисциплины и устранит не всегда здоровые взаимоотношения между противоположными полами. Помимо этого, нововведение может обеспечить более широкий охват девочек школой в национальных республиках и областях, где еще не преодолены окончательно старые бытовые предрассудки".
Все эти изменения проводил нарком просвещения РСФСР Владимир Петрович Потёмкин.
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 789 от 31 мая 1943 года:
Учитывая, что совместное обучение мальчиков и девочек в средних школах создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися, что при совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1943 года раздельное обучение мальчиков и девочек в I–X классах всех неполных средних и средних школ областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов, для чего организовать в этих городах отдельные мужские и женские школы (список городов, в которых водится раздельное обучение мальчиков и девочек, прилагается.1
2. Учебную работу в мужских и женских школах в 1943/44 учебном году вести по существующим учебным планам и программам неполных средних и средних школ.
3. Обязать наркомпросы союзных республик закончить к 10 августа 1943 года распределение учебных помещений для мужских и женских школ, а также распределение педагогов и учащихся по этим школам.
4. Возложить на тт. Косыгина и Потёмкина ответственность за проведение в жизнь раздельного обучения мальчиков и девочек во всех неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов РСФСР, перечисленных в прилагаемом списке, с начала 1943/44 учебного года.
5. Придавая большое государственное значение введению раздельного обучению в школах, Совнарком Союза ССР обязывает облисполкомы, крайисполкомы, Совнаркомы союзных и автономных республик обеспечить проведение в жизнь настоящего постановления, оказать органам народного образования необходимую помощь и представить в Совнарком СССР к 20 августа 1943 года отчёт о проведении подготовительных мероприятий по осуществлению раздельного обучения мальчиков и девочек.
Из ИНСТРУКЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РСФСР Утверждена Народным Комиссаром Просвещения РСФСР 23 июля 1943 г.:
- органы управления образованием на местах должны были составить планы мероприятий по введению нового типа обучения и точно разделить контингенты учащихся,
в начальных школах РСФСР обучение оставалось совместным,
- планы мероприятий органов управления образованием по проведению школьных преобразований должны были утверждать местные исполкомы и Совнаркомы автономных республик, после чего отсылаться в Наркомпрос РСФСР, то же было и в других союзных республиках, однако, подавляющее большинство школ с раздельным обучением оказалось именно в РСФСР,
- при создании мужских и женских школ необходимо было учитывать расстояние от школы до места жительства учащихся, которое не должно было превышать 3 км,
- брались во внимание бытовые, семейные и иные условия жизни школьников и изучаемый в VI-X классах иностранный язык.
14. …При подборе руководителей школы и педагогического персонала необходимо учесть не только пол данного лица, но и личные особенности характера, определяя таким образом пригодность его для мужской или женской школы, особенно для работы классного руководителя….
Источник: Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции. М., 1948, с. 52–55.
Таким образом, в 1943 году раздельное обучение мальчиков и девочек было введено в 7-летних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР - т.е., в 81 городе (71 в РСФСР и 10 в других республиках).
1-я школа, заработавшая в восстанавливаемом Сталинграде. Не до раздельности
Реформа затронула малую часть учащихся, например, для РСФСР число школ с раздельным образованием (мужских и женских школ в общей сложности) не превышало 2% от их общего количества.
Реализация реформы
В 1943/1944 учебном году в 71 городе РСФСР сформировали 1372 средних и 683 7-летних мужских и женских школы. Их общее количество составило 2055. Поскольку шла война и к июлю-августу 1943 г. Украина, Белоруссия, Прибалтика и западные области РСФСР находились в оккупации, предполагалось, что по мере освобождения этих территорий в расположенных там крупных населённых пунктах тоже будет постепенно введено раздельное обучение в школах.
Кроме того, органы советской власти тех городов, которые не вошли в список, прилагавшийся к постановлению Совнаркома СССР от 16 июля 1943 г., при желании и наличии возможностей также могли обратиться с ходатайством в правительство своей союзной республики об открытии мужских и женских учебных заведений и получить разрешение.
Школа №27 в Куйбышеве, в годы войны разделённая на женскую №27 и мужскую №30 поэтажно
Каждая мужская или женская школа обязана была иметь отдельное учебное здание. Мужские и женские школы должны были иметь всё необходимое военно-учебное, спортивное и лабораторное оборудование. В мужских, учитывая специфику профессиональной ориентации юношей, предполагалось значительно увеличить лабораторные и практические работы по физике, химии, биологии.
Правительство жёстко ставило вопрос о персональной ответственности местных партийных и советских руководителей, допускавших неразбериху в подведомственных школах, переходивших на раздельное обучение и не успевших к 1 сентября 1943 г. завершить организационный процесс. До середины августа органы управления народным образованием в городах должны были точно посчитать, какое количество учеников необходимо перевести из одних школ в другие, чтобы педагоги перед началом учебного года могли познакомиться с будущими учащимися.
Процесс создания мужских и женских школ на базе бывших совместных учебных заведений проходил так: из одной школы в другую переводили всех девочек, а из последней в будущую мужскую школу - всех мальчиков. Председатель Совнаркома РСФСР А.Н. Косыгин лично контролировал этот процесс. Например, если детям 31 августа 1943 г. приходилось после реорганизации из-за допущенной гороно неразберихи ходить из одной школы в соседнюю в поисках своего места обучения, то это становилось известно лично А.Н. Косыгину, который принимал меры.
На нормальную реализацию реформы не хватало средств: ну, где взять вдвое большее количество школьных зданий и преподавателей в годы войны? Потому шли на хитрости: в Куйбышеве, в посёлке Управленческий, школа №27 стала в 1943 г. женской, а созданная школа №30 – мужской. Они разделили разные этажи здания. В 1949 году снова объединили обе школы в одну. Мой отец мне рассказывал, что также проходила реформа в его школе в Саратове: там разделили школу на мужскую и женскую дощатой перегородкой, в щели которой мальчики девочки смотрели друг на друга, передавали записки и т.д.
Итоги реформы
В ходе осуществления раздельного обучения выяснилось, что успеваемость в женских школах несколько выше, чем в мужских. Педагоги, как правило, объясняли низкие результаты сложностью работы с мальчиками, ввиду их неудовлетворительной дисциплины.
Так, К.В. Ползикова-Рубец, учительница истории в блокадном Ленинграде, в своём дневнике писала: "Там (в мужской школе) неладно. У нас на лестнице ребята сквернословят, курят. Наш Рукавцев так ударил на улице другого ученика, что сломал ему переносицу. Наш Михельсон, ученик 7 класса, выбросил из окна 20 чернильниц, а затем парту. Последняя попала на балкон и чуть не убила уборщицу".
В официальных отчётах мужских школ писали про драки, явки в школу в нетрезвом виде, превращение учебного класса в уборную, наиболее распространены были случаи воровства и нанесения ножевых ранений. Иногда наблюдались даже неправомерные действия по отношению к учителям. Ползикова-Рубец отмечала: «Б.Ф. Плепис (военрук) хватается за голову и приходит в отчаяние, а в общей школе перед ним трепетали и мальчики, и девочки. К.А. Петрову, нашу бывшую учительницу, ученики буквально оплевали».
Большинство директоров мужских школ утверждали, что в годы совместного обучения они знали каждого ученика в лицо, почти каждого могли назвать по имени, поэтому дисциплина была лучше. В условиях раздельного обучения количество учащихся в школе возросло, осуществлять контроль стало сложнее.
Учителя, признанные слабыми, неспособными должным образом преподавать, переводились из мужских школ в женские и смешанные, из которых отбирались лучшие педагоги и передавались в мужские школы. А, дальше стало ещё интереснее: на совещаниях всё чаще стали звучать высказывания о преимуществах мальчиков над девочками, о том, что педагогу с мальчиками интереснее работать, потому что они более любознательны.
Директор московской школы: «Там не разобьют лампочек, но это шушуканье, писание записочек, это вы знаете, как в женской школе бывает. Если бы вы предложили мне какой угодно оклад и пойти в женскую школу, я бы не пошел. Поэтому тот учитель, который так низко пал и от здоровой работы в мужской школе пошел в погоне за кажущейся легкой жизнью в женской школу, – я не одобряю поведения этого учителя».
Изменилось даже физическое состояние учеников. Так, в отдельной московской школе в 1945-46 учебном году показатели упитанности девочек были значительно ниже, а случаев малокровия на 40% больше, чем у мальчиков.
Допризывная военная подготовка осуществлялась во всех мужских школах и, судя по ответам респондентов, была одним из самых любимых школьных предметов: «У меня наиболее яркое впечатление от первых дней учебы осталось от старшеклассников, которые маршировали во дворе с трехлинейными винтовками и мастерски выполняли ружейные приемы» (В.А). «Мы с большим интересом изучали военную подготовку, ходили стрелять из малокалиберной винтовки, я был даже чемпионом района!» (Ю.М). «Мы ходили в школу с противогазом, и в столовую, в буфет, даже маленькие первоклассники» (Г.Л). Специфические женские предметы вводились только в столичных городах; девочек учили и шитью, и кулинарии. В провинции же зачастую программы оставались прежними.
Раздельное обучение легитимизовало свойственное мальчикам чувство собственного превосходства: «О девчонках – даже о тех, с кем когда-то, в первую зиму, сидели за партой, – говорили пренебрежительно, считая их ни на что не годными плаксами, об их школе – “бабская школа”».
Юра встретил Таню словами: “Ну, чему тебя научили там, в бабской школе?” С этого дня все переменилось… начались разговоры о делах “мужских” и “бабских”, о том, что с девчонками разговаривать не о чем». В «Литературную газету» поступило письмо матери, сетовавшей на негативное действие раздельного обучения, а в частности на то, что ей часто приходится слышать от сына пренебрежительное определение «бабская» в отношении женских школ.
Г.Л. вспоминал, что на 1-м курсе университета, когда группы состояли из примерно равного числа девушек и юношей, они не общались между собой, игнорировали и даже боялись друг друга. Только спустя некоторое время, привыкнув к совместной учебе, на 2-3 курсе, они смогли вновь общаться и работать вместе без каких-либо затруднений: «Это было огромным недостатком нашего обучения, что мы, в результате, абсолютно девчонок боялись» (Г.Л).
Возврат к совместному обучению
В 1950-1953 гг. в стране развернулась дискуссия по эффективности реформы. Центром её стала "Литературная газета", орган Союза писателей СССР, которую в тот период возглавлял Константин Симонов, чья активная позиция в данном вопросе косвенно сыграла роль. 8 апреля 1950 г. в "Литературной газете" была опубликована статья профессора В. Колбановского "Волнующий вопрос", в которой говорилось о необходимости пересмотреть систему раздельного обучения в школах СССР. Автор высказал ряд убедительных доводов в защиту совместного обучения мальчиков и девочек, предлагая Министерству просвещения и Академии педагогических наук РСФСР детально проработать эту проблему. Только за короткий период с конца апреля до начала августа 1950 г. редакция "Литературной газеты" получила более 800 писем своих читателей с откликами на публикацию. Писали люди самых разных возрастных групп и профессий - от школьников и домохозяек до старших армейских офицеров. Очень небольшая часть авторов писем высказались в пользу сохранения раздельного обучения. Подавляющее большинство выступало за полный возврат к совместной модели средней школы. Дискуссия позволила оценить общественное мнение по данной проблеме. 14 августа 1950 г. "Литературная газета" опубликовала редакционную статью "Волнующий вопрос надо решить", в которой подводились первые итоги начавшейся дискуссии и высказывалась точка зрения редакции, также поддержавшей идею совместного обучения. Однако, при жизни Сталина возврат был невозможен.
По итогам реформа оценивалась как не очень успешная: по сравнению с совместным обучением нет преимуществ в организации педагогического процесса, но есть трудности в воспитательной работе. А, самая главная причина - 5 марта 1953 г. скончался апологет реформы И.В. Джугашвили (Сталин). Было принято решение отменить проведение реформы (по официальной формулировке, учитывались опыт работы школ, пожелания родителей и мнение учителей).
17 апреля 1954 г. было принято постановление Совета Министров РСФСР о подготовке к введению совместного обучения в школах Москвы, Ленинграда и других городов. Во исполнение этого постановления Министерство просвещения РСФСР 27 апреля 1954 г. издало приказ, в котором перед органами управления народным образованием ставились задачи по переходу от раздельного к совместному обучению мальчиков и девочек в городах РСФСР.
Во всех городах для каждой школы закреплялись микрорайоны, а учащиеся бывших мужских и женских школ распределялись по классам новых совместных школ. Родители детей были предварительно оповещены о том, где конкретно будут учиться их дети. Большая работа была проведена органами народного образования по переоборудованию школьных зданий и созданию заново ученических коллективов. Скажем честно: во многих школах просто сломали устроенные ранее деревянные перегородки. Постановление Совета Министров СССР от 1 июля 1954 года восстановило совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1954/55 учебного года.
О ВВЕДЕНИИ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ МОСКВЫ, ЛЕНИНГРАДА И ДРУГИХ ГОРОДОВ
Из постановления Совета министров СССР от 1 июля 1954 года:
Совет министров Союза ССР постановляет:
1. Учитывая пожелания родителей учащихся и мнение учителей школ, ввести в школах Москвы, Ленинграда и других городов с 1954/55 учебного года совместное обучение мальчиков и девочек…
2. Обязать Советы министров союзных и автономных республик, а также краевые и областные исполкомы принять необходимые меры и оказать помощь органам народного образования в связи с введением совместного обучения.
Источник: Сборник приказов и распоряжений Министерства просвещения РСФСР. М., 1954 ,№ 34, с.3.
В августе 1954 г. состоялось Всесоюзное совещание министров просвещения АССР, заведующих гороно, облоно, которое завершило процесс подготовки перехода к совместному обучению. С 1 сентября 1954 г. в советских школах раздельное обучение детей и подростков за исключением уроков труда было ликвидировано.
Подведём итоги: очередной бестолковый и безуспешный эксперимент советской власти под чутким руководством Сталина.
Бонус для дочитавших: опрос - кто за что - подавляющее большинство за совместное обучение.
Автор: Глеб Алексушин
https://zen.yandex.ru/media/id/5ec000bb … 0c3f919d32