Жорж Нива
II. На европейском пире
Смерть в мире Толстого: иллюзия или "последний враг"?
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
Конечна ли смерть в мире Толстого? Подчиняется ли она словам Реквиема": "Mors stupebit et natura / Cum resurget creatura"13? Иначе говоря, верит ли Толстой в то, что смерть будет побеждена исторически, пока течет земное время, как проповедует апостол Павел в первом Послании к коринфянам: "Последний же враг истребится -смерть" XV, 26)?
Или, может быть, Толстой сводит смерть к оптическому обману: мы думаем умереть, но рождаемся в новую жизнь. Мы будто бы засыпаем, а на самом деле пробуждаемся от сна... Мы полагаем, что избежали от смерти, обманули ее, но это она обманывает нас...
В творчестве Толстого знаменитые "эпизоды умирания" - едва ли не самые притягательные и значимые. В особенности смерть князя Андрея и Николая Левина не перестают привлекать внимание читателей. Обращался к ним и Владимир Янкелевич в работах "Смерть" (1977) "Истоки" (1984). Внимание философа в рассказе о смерти Николая Левина привлекают слова Марьи Николаевны, спутницы умирающего: Стал обирать себя". Янкелевич комментирует это так: "Слово "обирать себя", употребленное Толстым, принадлежит к народному языку. Так говорят и о снятии плодов с дерева, и об ощипывании битой птицы. Буквально это означает, что больной срывает с себя одеяло, обдергивает и пытается стащить свою одежду, жестами показывает, чтобы его раздели. Пронзительно острый взгляд Толстого подметил это движение, но не снял возможной двусмысленности. Толстой не говорит просто: больной отбрасывает одеяло, потому что ему жарко, -такое замечание не стоило бы труда делать; но он не говорит и другого: больной обирается, чтобы возвратиться к состоянию чистоты, потому что хочет освободиться от всего наносного, лишнего, ненужного и вторичного в себе. Толстой не утверждает, что умирающий срывает с себя все постороннее, чтобы обнажить свою сущность. Однако смерть - это именно упрощение. Греческие мистики употребляли слово "гаплоз", когда хотели обозначить нечто простое, незапутанное, не образующее складок. Такое предельное упрощение следует из толстовской аскезы, поверенной смертью".
Начиная с 1881 г. "гаплоз" приобретает в творчестве Толстого все большее значение; он дает о себе знать приступами страстного желания оставить все, предаться блаженному состоянию "fuga mundi", бегства от мира. Важнейшие вехи разрастания "гаплоза" -"Моя исповедь", "Смерть Ивана Ильича", "Отец Сергий", "Воскресение", наконец - Астапово, а также "Хаджи-Мурат" и "Посмертные записки старца Федора Кузмича".
Так, в "Хаджи-Мурате" "гаплоз" описан на примере мусульманской среды и естественного существа, раздавленного подобно аллегорическому репью в знаменитом начале повести. В сознании умирающего Хаджи-Мурата проходят воспоминания. Всякое второстепенное, мелкое чувство здесь отсутствует - герой испытывает только удивление перед "тем, что начиналось и уже началось для него". Предсмертное "обирание" Хаджи-Мурата, его расставание с миром изображено так: "Когда первый подбежавший к нему Гаджи-Ага ударил его большим кинжалом по голове, ему казалось, что его молотком бьют по голове, и он не мог понять, кто это делает и зачем. Это было последнее его сознание связи с своим телом. Больше он уже ничего не чувствовал, и враги топтали и резали то, что не имело уже ничего общего с ним".