Жорж Нива
II. На европейском пире
Дневник Толстого
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
Толстой вел дневник практически всю жизнь. Эти записи составляют три десятка толстых тетрадей и около сорока блокнотов, хранящихся ныне в Музее Толстого в Москве. Напечатанные в юбилейном 90-томнике, дневники Толстого в переводе на французский занимают три томика в издании "Библиотеки Плеяды"16. Это подлинный памятник интроспективной литературы: на каждый год жизни автора приходится около 60 страниц дневника в период до женитьбы, после чего наступает перерыв - время романтической зрелости; за этим следует новый паводок начиная с 1881 - года "религиозного перелома", с 1884 (в этом году была написана "Смерть Ивана Ильича") число страниц в год еще увеличивается, а с 1888 г. "воды" толстовского дневника неуклонно прибывают вплоть до ухода писателя из Ясной Поляны. Дневники вели многие члены семьи Толстого и лица из его окружения. Прежде всего это графиня Софья Андреевна, начавшая вести дневниковые записи по выходе замуж, благодаря чему мы можем увидеть события одного дня глазами обоих супругов, затем дочери (в особенности Татьяна Львовна), а также доктор Душан Маковицкий, доверенное лицо последних десяти лет жизни Толстого. Его записи (около двух тысяч страниц большого формата, обнимающих период с 1904 по 1910 г.) на целый том длиннее дневника самого Толстого; дневник графини составляет лишь половину этого объема. Обитатели Ясной Поляны читали дневники друг друга, и этот дом, с его ужасными ссорами, приступами угрызений совести, чередой покаяний, был подлинной мастерской дневниковой литературы, но в то же время и ареной ожесточенной борьбы за контроль над дневниками Толстого, который подчас диктовал их одной из двух любимых дочерей, затем записи прятали: в сапоге, под диваном, что не всегда надежно уберегало их от взоров графини или "главного ученика", В.Г.Черткова.
Дневник Толстого содержит бесчисленные повторения; в нем крайне мало зарисовок природы, тех мгновений, когда человек испытывает потребность излить душу. Этот дневник - суррогат исповеди. Если бы Толстой исповедовался каждую неделю, мы не имели бы ни дневника, ни самого Толстого. Ю.М. Лотману принадлежит идея о том, что расцвет дневникового жанра в конце XVIII -начале XIX в. был в значительной степени обусловлен вторжением театра в частную жизнь: русский дворянин обращался к самому себе с монологами, видел себя на сцене собственного "я". Толстой терпеть не мог театра, и его монологи свидетельствуют скорее о секуляризации души, которая исповедуется самой себе, а не священнику. "Исповедь" Руссо послужила для Толстого образцом в куда меньшей степени, чем автобиографические записи Бенджамина Франклина: он, подобно великому американцу, хотел "составить журнал для слабостей" (8 марта 1851 г.). Принятые решения, рассказ о "падениях", перечисление совершенных грехов - первоначальное ядро толстовского дневника, однако 20 марта 1852 г. появляется такая запись: "Сейчас перечел я свой старый дневник с июля 1851 г. Удовольствие, которое доставило мне это чтение, заставляет меня продолжать дневник, чтобы на будущее время приготовить себе такое же удовольствие". Таким образом, у дневника имеется четко обозначенный адресат - сам автор, и идея удовольствия вовсе ему не чужда. Немалая часть записей на протяжении всех шестидесяти лет, когда Толстой вел дневник, касается самого дневника, просмотра и перечитывания уже написанного, принятых по поводу дневника решений. Они перемешаны с бесчисленными, повторяющимися заметками о взятых ваннах, больных зубах, новых и новых впадениях в сластолюбие. 11 августа 1852 г.: "Нет ни воздержания, ни деятельности, ни последовательности. Даже и думать ни о чем не хочется. Упрекнуть, однако, себя не в чем; и то хорошо. <...> Примусь за старую методу: вперед определять занятия". "Дух последовательности" будоражит юношу, жаждущего счастья: он устанавливает себе правила, нарушает их, чувствует себя "падшим" едва ли не каждое утро (ночь прошла в нечистоте). Но радость бытия захватывает его, ведь он беспечный помещик на охоте, записывающий число подстреленных фазанов и бекасов: он "живет и хорошо, и плохо", но через правильные промежутки времени он чувствует себя очень счастливым, его переполняет радость. Иногда он записывает: "Ничего не делал, но хорошо думал".