Жорж Нива
III. Русский религиозный человек
Религиозные черты русского атеизма
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
В "Марте Семнадцатого" (гл. 612) один из героев Солженицына заявляет: "Победа нашей революции - это и есть победа того, что не умела защитить церковь. Давно уже отмечено, что в формальном неверии русской интеллигенции было больше истинного религиозного пафоса, больше, если хотите, литургической святости, чем во всей нашей казенной обезличенной церковности!"
Я хотел бы, исходя из этого размышления и выстраивая другие в определенный маршрут, попытаться осветить религиозные черты русского атеизма. Для русского атеиста неверие и есть вера, причем более действенная и религиозная (в этимологическом - от латинского "religo", т.е. связываю, сплетаю - смысле этого слова), чем вера в Бога. Уже в "Былом и думах" Герцен, рисуя портрет своего кузена, "химика", противопоставляет его "религиозный" атеизм "поверхностному и со страхом пополам вольтерьянизму наших отцов". "Химик" считает Жоффруа Сент-Илера мистиком, думает, что человек в такой же малой степени, как и зверь, несет ответственность за добро и зло; он уверен, что "все дела человеческие зависят просто от нервов и от химического состава".
Самые поразительные образчики "атеистической веры" дало, однако, следующее поколение. В романе "Идиот" Рогожин спрашивает князя Мышкина: "А что, правда (ты за границей-то жил), -мне вот один с пьяных глаз говорил, что у нас, по России, больше чем во всех землях, таких, что в Бога не веруют? "Нам, говорит, в этом легче, чем им, потому что мы дальше их пошли"..."
Многочисленные наблюдатели пытались осмыслить эту русскую манеру "дальше других идти" - и по пути веры в Бога, и по дороге воинствующего атеизма.
"Я так понимаю, что вера есть способность духа. Она все равно, что талант: с нею надо родиться. Насколько я могу судить по себе, по тем людям, которых видал на своем веку, по всему тому, что творилось вокруг, эта способность присуща русским людям в высочайшей степени. Русская жизнь представляет из себя непрерывный ряд верований и отрицаний, а неверия и отрицания она еще, ежели желаете знать, и не нюхала. Если русский человек не верит в Бога, то это значит, что он верует во что-нибудь другое" (А.П.Чехов. "На пути"). Лихарев, произносящий эти поразительные слова, в свое время был воинствующим атеистом: "Я вам про себя скажу. В мою душу природа вложила необыкновенную способность верить. Полжизни я состоял, не к ночи будь сказано, в штате атеистов и нигилистов, но не было в моей жизни ни одного часа, когда бы я не веровал".
В.Г. Короленко окрестил этого чеховского героя "Рудиным в новых одеждах". В нем наглядно отразилось мистическое влечение русской интеллигенции 1860-х годов к науке. "Когда вы принимаетесь изучать какую-нибудь науку, то вас прежде всего поражает ее начало. Я вам скажу, нет ничего увлекательнее и грандиознее, ничто так не ошеломляет и не захватывает человеческого духа, как начало какой-нибудь науки. С первых же пяти-шести лекций вас уже окрыляют самые яркие надежды, вы уже кажетесь себе хозяином истины. И я отдался наукам беззаветно, страстно, как любимой женщине. Я был их рабом и, кроме них, не хотел знать никакого другого солнца".