Жорж Нива
III. Русский религиозный человек
Возрождение духовности в России
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
В одной из речей, произнесенных в 1892 г. в пользу пострадавших от неурожая в Поволжье, профессор Московского университета и Духовной академии В.О. Ключевский говорил о "добрых людях Древней Руси": "Древнерусское общество под руководством церкви в продолжение веков прилежно училось понимать и исполнять и вторую из двух основных заповедей, в которых заключаются весь закон и пророки, - заповедь о любви к ближнему. При общественной безурядице, при недостатке безопасности для слабого и защиты для обижаемого, практика этой заповеди направлялась преимущественно в одну сторону: любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали личную милостыню".
По мнению историка, Древнюю Русь отличало поразительное, страстное желание помогать нищим и любить их (существовало даже специальное слово "нищелюбие"), а святой Сергий Радонежский был образцом этой добродетели. В своих воспоминаниях ученик Ключевского кн. Е.Н. Трубецкой с большим чувством пишет, что ему не приходилось слышать ничего более возвышенного, чем лекция историка о Сергии Радонежском: "Это был единственный случай, когда мысль его проникла в самый центр духовной жизни народа".
Я начал это эссе цитатой из лекции знаменитого историка России и русской церкви, ибо мне кажется верным выбрать в качестве путеводной нити для рассуждений именно сострадание, которое Ключевский считал сущностной характеристикой Древней Руси, периоды его расцвета и упадка.
После печального заката сострадание исчезло из русской истории. Уже в начале нашего столетия волна террора, захлестнувшая Россию, вынесла на поверхность ключевой вопрос о православности России (хотя Каляев и отказался, как известно, бросить бомбу в великого князя Михаила, увидев его в экипаже вместе с женой и детьми). Многократно воспроизводившийся цикл "террор-репрессии", затем гражданская война, жестокие гонения на верующих, призывы к бдительности, несгибаемой воле и революционной жесткости, сделавшиеся доминантой повседневной жизни, -все это вкупе создавало впечатление, что "русская сострадательность" в течение XX века неуклонно угасала.
В сочинении "Религия и культура" (1899) В.В.Розанов цитирует труд Ключевского и задает себе вопрос о том, не исчезнет ли дух сочувствия и сострадания в дальнейшем . Розанов сополагал две модели мира: русскую и западную, предложенную Августином Блаженным в трактате "О граде Божьем", сочинявшемся в тот момент, когда орды гуннов под предводительством Алариха грабили Рим. Под влиянием концепции Августина западная церковь замкнулась в себе самой, противопоставив себя миру как "узкие врата" - "пути погибели", а светский Запад, в свою очередь, воспринимал себя как "антицерковь". Православный (в том числе русский) Восток, "более спокойный, светлый и радостный", по мысли Розанова, не знал этой трагической антиномии. "Основная черта православия вот в чем: оно ждет, терпит, не проклинает, не ненавидит, не преследует".