Жорж Нива
V. Pro et contra
"Русские одежды" Советского Союза
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
Важно уметь видеть Россию
не только такой, какая она есть,
но и такой, какой ее сделали века ее истории.
Владимир Вейдле
Многочисленные труды, посвященные теме, диаметрально противоположной той, которая вынесена в заголовок этого эссе: о "красных одеждах", о "моей России, одетой по-советски" (так называется книга воспоминаний З.А. Шаховской, прожившей некоторое время в СССР вместе с мужем - сотрудником бельгийского посольства),- говорили чересчур много. Эмигранты, снова оказавшиеся на родине, приходили в волнение при виде кремлевских башен, увенчанных рубиновыми звездами. Многих заезжих путешественников воодушевляла большевистская Россия; они усматривали в ней некое естественное продолжение "русской души", щедрой, беспорядочной и жестокой одновременно. С 1921 г. публицист и философ Н.В. Устрялов ратовал за возвращение эмигрантов на родину, приводя следующий аргумент: "Поскольку революционная власть - и только она - способна сейчас восстановить величие и авторитет России, наш долг перед русской культурой состоит в том, чтобы признать политическое значение этой власти". Устрялов вернулся в СССР в начале 1930-х годов и был расстрелян по приговору НКВД. В.В. Шульгин в эмиграции поддерживал ту же идею и полагал, что красные "на самом же деле, хотя и бессознательно <...> льют кровь только для того, чтобы восстановить Богохранимую Державу Российскую" ("1920 год"). Как раз в это время Советская Россия воевала с Польшей... Тот же тезис, только стократно усиленный, был в широком ходу в 1941-1945 гг. и спровоцировал возвращение на родину целой волны эмигрантов. Книга Шульгина вышла в России в 1926 г.; хотя ее автора трудно было заподозрить в сочувствии красным (к тому же он трактовал Октябрьскую революцию как "еврейский заговор"), он возвещал о пришествии диктатора, который вернет Россию к порядку. В 1926 г. Сталин расправляется с оппозицией, и действительно устанавливается "порядок". Любопытно, что в том же году Шульгин предпринимает путешествие в Россию, организованное ЧК. В 1944 г. он был арестован в Югославии агентами Сталина, находился в лагерях до 1956 г. В 1960 г. он выступил с обращением к русской эмиграции, и вплоть до своей кончины в 1976 г. .этот старый монархист был деятельным пропагандистом Советской России. Его мемуары были изданы в СССР; их текст можно найти в сборнике "Почему мы вернулись на родину" (М.: "Прогресс", 1983). В этом патриотическом издании нашлось место многим "возвращенцам": и тем, кто приехал до войны (А.Н.Толстой, ставший любимым сотрапезником Сталина; Куприн, "русский с головы до ног", как гласит примечание; Вертинский), и тем, кто вернулся после 1945 г. (в их числе митрополит Вениамин), и тем, кто оказался в СССР еще позже. Самая поразительная фигура из последних -генерал Яхонтов, в 1975 г. (в возрасте 94 лет) приехавший из США, где он на протяжении долгого времени пропагандировал СССР и советский образ жизни. Помещенная в книге фотография запечатлела его на Красной площади; видны зубцы стены, окружающей Кремль - колыбель и оплот русскости (стена, как известно, была выстроена итальянскими зодчими, вызванными в Россию Иваном III, по образцу миланской крепости герцогов Сфорца). Подпись под снимком гласит: "Для В. Яхонтова, как и для каждого советского человека, Красная площадь - сердце Родины, начало всех начал".