Жорж Нива
V. Pro et contra
Ясная прозрачность Леруа-Больё
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
Анатоль Леруа-Больё родился в городе Лизьё (Нормандия) в 1842 г., в буржуазной католической и либеральной семье. Его отец был членом палаты депутатов; его младший (на год) и любимый брат Пьер-Поль благодаря своим экономическим трудам достиг известности раньше, чем Анатоль. В них он проповедовал экономический либерализм, неустанно сражался с постоянно воскресающим протекционизмом, особенно нападая на Адольфа Тьера. Оба брата сотрудничали в "Revue des Deux Mondes" (первым в журнал попал Поль, с 1869 г. он был членом редакции и печатал статьи брата), оба получили профессорскую степень в парижской свободной школе Политических наук (Анатоль - в 1884 г.), оба стали членами Французской академии (Анатоль - в 1887 г.). В 1860 г. Анатоль, еще не окончивший курса лицеист, собственными глазами увидел события революции в Италии; позже он напишет: "Я вернулся во Францию, переполненный юношеским восторгом, убежденный в том, что итальянцы могли бы создать свободное правительство. Серьезно рассуждающие французы находили это ребячеством Римляне, неаполитанцы-и конституция!" Когда впоследствии Леруа-Больё окажется в России и будет собирать материал о Великих реформах и введении местного самоуправления, он вспомнит о своем итальянском опыте и французской недоверчивости: его основной заботой всегда будет забота о беспристрастности и ясности.
Окончив изучение права, Анатоль Леруа-Больё вступил на поприще политической журналистики. Известность ему принесли статьи, публиковавшиеся в "Revue des Deux Mondes"; именно этот журнал отправив его в несколько поездок по России (первая состоялась в 1872 г. ) - для сбора информации о ходе реформ. Первые статьи Леруа-Больё о России появляются в августе 1873 г.; практически все его произведения печатались сходным образом: сначала в "Revue...", затем отдельным изданием, с толково составленными и очень удобными резюме в начале каждой главы. Публикации Леруа-Больё в знаменитом журнале исчисляются десятками. В 1875 г. он выпускает свой первый отдельный труд - "Реставрация наших памятников истории с точки зрения искусства и расходов". В 1879 г. в свет выходит собрание политических исследований "Император, король, папа, реставрация" (о Наполеоне III, Викторе-Эммануиле, папе Пие IX и испанском короле Альфонсе XII). Незадолго до убийства Александра II террористами-народовольцами, в 1881 г., появляется первый том значительнейшего из написанных Леруа-Больё произведений - "Царская империя и русские" ("L'Empire des Tsars et les Russes"). Этот том посвящен исследуемой стране и ее жителям, описанию географического положения и климатических условий России, населяющих ее народов, "национального характера" и сословной системы; в заключение автор подробно останавливается на крестьянской общине - "мире" (Европа впервые узнала об этом "примитивном коммунизме" из книги барона Гакстгаузена36, предпринявшего в 1843 г. путешествие по России с намерением изучить устройство славянской деревни). Как известно, Гакстгаузен пришел к выводу о том, что "если другие европейские государства по своему возникновению и развитию суть государства феодальные, то Россия - государство патриархальное". Он также прибавлял, что русские "еще не пришли к совершенному пониманию своей национальной жизни". Гакстгаузен оставался верен традиции и рассматривал свою книгу как путевые заметки. Леруа-Больё создавал цельное, обобщающее полотно, в котором личные впечатления заведомо были немногочисленны. За первым томом "Царской империи..." немедленно (1882) последовал второй, касающийся учреждений, политических партий, реформ, системы правосудия и введения земств. Третий том вышел только в 1888 г., и этот факт также заслуживает внимания: здесь речь идет о религии, современном состоянии православия и его истории, о сектах; много внимания уделено расколу, который впервые так подробно освещался на Западе. Сравнение трудов Леруа-Больё и Гакстгаузена, не знавшего русского языка, наглядно демонстрирует, сколь значительные успехи были достигнуты в изучении русской истории и системы правления. Трехтомник Леруа-Больё трижды переиздавался полностью, а в 1898 г. вышел на английском языке в Нью-Йорке.
Леруа-Больё - либерал, но при этом католик, что делает его подход к политическим и религиозным проблемам России необычно открытым. В 1885 г. он выпускает книгу, которая хорошо освещает занимаемую им позицию, - "Либеральные католики, церковь и либерализм". Здесь он излагает историю журнала "L'Avenir" и идей Ламеннэ и Монталамбера, ставит вопрос об отношениях между католицизмом и политической современностью.
Затем появляются книги "Франция, Россия и Европа" (1888), "Революция и либерализм" (1890), "Папство, социализм и демократия" (1892), "Израиль у разных народов" (1893). Все эти труды складываются в тонко прорисованный портрет либерализма - и экономического, и политического, который Леруа-Больё вовсе не был склонен идеализировать, о чем свидетельствует одна из лекций 1885 г., уже посвященная "ошибкам либерализма". Трезво оценивая националистические движения с их тенденцией к развитию и расширению, Леруа-Больё сочувственно следит за усилиями Александра III по установлению всеевропейского мира (стоит напомнить, что этому императору, которого принято считать реакционером, мы обязаны созданием Международного трибунала в Гааге) и за созданием парадоксального франко-русского союза, вслед за которым состоялся триумфальный визит в Париж молодой императорской четы - Николая II и Александры Федоровны (1896). Тогда книгоиздательский дом Ларусс заказал наиболее выдающимся французским специалистам в области России сводный труд, в подготовке которого принимал участие и Анатоль Леруа-Больё. Книга эта называется "Россия в географическом, этнографическом, историческом, административном, экономическом, религиозном, литературном, художественном, научном, живописном и других отношениях"; она являет собой превосходный образец высокого уровня французских исследований той эпохи о России времен царствования Александра III. Думается, во Франции никогда еще не выходило издание, содержавшее столь точную и взвешенную информацию об огромной стране и важнейших вопросах ее истории и развития.
В противовес радикальным и социалистическим течениям Леруа-Больё основывает "Комитет защиты и социального прогресса", первое заседание которого состоялось в Латинском квартале Парижа в январе 1895 г. Он становится президентом комитета, и его речь при вступлении в эту должность называется "Почему мы не социалисты". Здесь развита мысль о том, что социализм и коллективизм, хотим мы того или нет. "есть организованное принуждение", сильнодействующий "растворитель" для народов современной эпохи. В 1896 г. Леруа-Больё забил тревогу по поводу первого случая геноцида армян в Оттоманской империи. Он восстал против циничного молчания европейских правительств и напомнил общественности, что на протяжении долгого времени церкви удавалось защищать армян... И здесь история повторится.