Жорж Нива
V. Pro et contra
"Русская религия" Пьера Паскаля
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
Пьер Паскаль умер 1 июля 1983 г., немного не дожив до девяноста трех лет, в парижском пригороде Нейи, в небольшой квартире, набитой книгами и редкими брошюрами, привезенными им из России. Жилище ученого было всегда открыто ученикам. Сотни молодых людей имели счастье внимать его точным, четко выстроенным и светлым лекциям.
Этот учитель подсвечивал филологию историей, литературу - вопросами общественной жизни. Когда я думаю о нем, в моей памяти всплывает образ учителя, с улыбкой разъясняющего нам какую-нибудь фразу из "Слова о полку Игореве". Едва ощутимая ирония сквозила в его знаменитых вечерних лекциях по пятницам (в пять часов), когда он оспаривал точку зрения Андре Мазона, считавшего "Слово" подделкой XVIII века во вкусе Оссиана. В подтверждение своего мнения Паскаль показывал, что эта эпическая поэма была неисчерпаемой сокровищницей образов для русских поэтов — от Пушкина до символистов.
У профессора с приветливой, но несколько загадочной улыбкой была "другая жизнь". Я назвал бы это не двойным дном, а скорее той стороной его существования, что не была обращена к ученикам. Вполне логично: ведь он не терпел отклонений от темы -ни в лекциях, ни в научных трудах. В Нейи госпожа Паскаль, "Женни", встречала всех живо и сердечно; ей-то и случалось иногда "сболтнуть лишнее". Впрочем, 29 июня, в праздник апостолов Петра и Павла, у Паскаля можно было встретить его друзей по героической эпохе: Бориса Суварина, Николая Лазаревича, Марселя Води. Я начал посещать квартиру в Нейи слишком поздно, чтобы познакомиться там с Н.А.Бердяевым и А.М.Ремизовым, но застал Бориса Зайцева, старейшину русских писателей-эмигрантов в Париже в 1950-е годы, Георгия Адамовича, Владимира Вейдле. Как-то мне были показаны крошечные записные книжки; их страницы были исписаны карандашом, тонким почерком. Это был "Русский дневник". Чтобы проникнуть в мельчайшую вязь "Дневника", нужна была на редкость самоотверженная машинистка. В 1968 г. Паскаля стали осаждать просьбами об интервью для разнообразных передач, посвященных пятидесятилетию Октябрьской революции, и с этого времени он неуловимо изменил свое поведение. Человек, который до сей поры предпочитал не рассказывать о своем пламенном большевистском прошлом и семнадцати годах, проведенных в России, начал выступать публично. Он никогда не стеснялся ничего в своем прошлом. Марксистом он был и, в известном смысле, остался: до последних дней жизни он трудился над социально-экономической панорамой Российской империи в 1913 году. Литературу он считал надстройкой, на свой лад отражающей жизнь общества. Католиком он был и остался: каждый день ходил к обедне, читал благочестивые книги, писал статьи в журнал "Catacombes", дружил со служителями церкви (в частности, с кардиналом Фельтеном, архиепископом Парижским). В 1919 г. в России ему пришлось предстать перед "партийным судом" за исповедание двойной веры - марксистской и христианской. Е.Д.Стасова, секретарь ЦК партии, яростно нападала на Паскаля, Н.И.Бухарин его защищал - , правда, несколько свысока.
— Как же вы оправдывались на этом судилище?
— Уже не помню толком, но судя по всему, я должен был рассуждать так: говоря вообще, марксизм состоит из двух частей. К экономической части у меня серьезных возражений нет, я просто считаю ее спорной. Есть и философская часть, материализм - с ним я не согласен совершенно. Вот и в учении Фомы Аквинского есть две части: догматическая и нейтральная, которую можно наполнить политическим или любым другим содержанием, с ней можно спорить. Вероятно, это не слишком убедительные доводы, но надо признаться, что и мои судьи были не так уж страшны, и все уладилось. Они просто решили, что я не могу быть секретарем группы французских коммунистов, а я за эту должность не держался.