Жорж Нива
V. Pro et contra
Исайя Берлин, скептический наблюдатель
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
Профессор и дипломат, Исайя Берлин - классический оксфордец. Он весь — литота, весь — нюанс. Он куда больше похож на самого себя в интеллектуальном диспуте за "круглым столом" колледжа, чем на публике, где производит впечатление ужасного упрямца. Отменный преподаватель, блестящий лектор (мне выпало удовольствие слушать его в Schools -одном из оксфордских зданий, где читаются общие для нескольких колледжей курсы), скромный и по достоинству вознагражденный слуга британской короны (получил дворянство в 1957 г.), сэр Исайя -либеральный политический мыслитель47. Сквозная тема его эссе, -конечно же, свобода (или, скорее, ее воплощение). В каждой книге он полемизирует с узурпаторами свободы, с "системниками" всех мастей, с защитниками исторического детерминизма. В эпиграфе к замечательным "Четырем эссе о свободе" Берлин цитирует Бенжамена Констана: "В жертву существу абстрактному приносят живых существ: народу, взятому в совокупности, приносят в жертву один отдельный народ" ("О духе завоевания").
Требование двойной свободы: "отрицательной" (отвоеванной у деспотизма) и "положительной" (вырванной у тех, кто ни во что не вмешивается) - присутствует во всем, что написано Берлином - политическим мыслителем. Переходя от Маркса к Бакунину, от Вико - к Гердеру, от Бентама - к Миллю, Берлин показывает своим читателям, что несоединимые ценности сталкиваются везде, и отрицать их - худшее из возможных решений. "Сужать спектр выбора, стоящего перед человеком, значит уродовать людей в отвлеченном, кантианском, а не только в практическом смысле".
"Русская мысль" завораживает этого всегда пристрастного скептика именно тем, что с большой страстностью ставит проблему максимализма политической мысли, стремления все довести до конца. Когда Берлин говорит о "русских мыслителях", он имеет в виду прежде всего революционеров XIX столетия, великих борцов против деспотизма, которых высылали и сажали в тюрьмы. Один из них (А.И.Герцен) особенно дорог Берлину, и совершенно заслуженно, ибо этого бунтовщика терзали противоречия свободы. Берлин прекрасно знает, что русские не создали великих философских построений. Ни бакунинский анархизм, ни исступленный антиэстетизм Толстого не убеждают Берлина. Его притягивает поведение русских, русский образ жизни. Мальчиком он вместе с семьей покидает Петербург и оказывается сначала в Риге, а с 1919 г. -в Англии. В 1945 г. Берлин приезжает в Россию - по службе в министерстве иностранных дел Великобритании. Он знакомится с Борисом Пастернаком и Анной Ахматовой; об этих памятных встречах (особенно с Ахматовой) он сам рассказал в мемуарах - правда, много позже48.
Долгий, откровенный ночной разговор с Берлиным оказал немалое влияние на поэзию Ахматовой; она была убеждена, что "холодная война" была развязана всезнающим Сталиным именно вследствие этой "преступной" встречи. Как бы то ни было, эти знакомства открыли выпускнику Оксфорда глаза на невероятный трагизм русских судеб, на безумные результаты неизлечимого максимализма "русской мысли".