Жорж Нива
VIII. Русский "ренессанс" и христианский либерализм
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
Бывают тексты-обманки. Например, воспоминания русских символистов, оставшихся в Советской России или вернувшихся в нее, непременно хотят убедить читателя в том, что их авторы с 1910-х годов были "революционерами". Андрей Белый в мемуарах ("Между двух революций") доказывает этот тезис, опираясь на чистую случайность: в 1907 г. он обедал в том же парижском пансионе, где столовался Жан Жорес. Белый даже утверждает, что устроил встречу французского социалиста с супругами Мережковскими и их неизменным спутником Д.В. Философовым (в ту пору все они жили в Париже). В первой редакции романа "Петербург" уравнены черный ужас и "красный террор". Во втором варианте "красный террор" смягчен, террорист Дудкин предстает безумным одиночкой. Бердяев в "Русской идее" пишет о символистах как об образцовых русских "максималистах": "При всей <...> противоположности между революционным движением и ренессансом между ними было что-то общее. Дионисическое начало прорывалось и там, и там, хотя и в разных формах". Трактат написан после Второй мировой войны, когда Бердяев занимал отчетливо просоветские позиции.
Правда в другом. Символисты испытали влияние различных умеренных политических доктрин, одна из которых заслуживает нашего внимания. Речь идет о разновидности "христианской демократии", душой которой был кн. Е.Н.Трубецкой. Он стоял "в центре" - в России это было ново и смело.
"Вот образное выражение того процесса, который так часто повторяется в истории, повторился и у нас, в России: революция, смертельно раненная после кратковременного владычества, уступает свое место реакции: а реакция, действующая "со всею властью" революции, заживляет смертельную рану последней и заставляет снова ей поклоняться. Устами обеих говорит один и тот же дракон; в обеих -одна и та же звериная сущность. И обе вместе образуют тот заколдованный круг, из которого мы все не можем выйти".
Из рода Трубецких вышли не только крупные военные и государственные деятели, но и либеральные мыслители. Узы дружбы связывали Евгения Трубецкого с Маргаритой Кирилловной Морозовой - вдовой знаменитого мецената, собеседницей многих русских символистов, щедрой благотворительницей. Она приняла на себя часть расходов по изданию журнала "Московский еженедельник", основанного Трубецким. Здесь печатались юристы (профессор В.М. Хвостов), историки искусства (П.П.Муратов, А.Н.Бенуа), мыслители (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов).
Е.Н.Трубецкой (1863-1920) в должности профессора преподавал право в Московском и Киевском университетах, был одним из основателей кадетской партии; в 1906 г. он покинул ее ряды, не приняв намечавшейся "радикализации" движения, и попытался соединить "кадетов" и "октябристов". Эта попытка потерпела неудачу, и Трубецкой создал партию "мирного обновления". В период гражданской войны он был одним из советников генерала Деникина. Его младший брат Григорий Николаевич (1873-1930) был дипломатом, занимал пост вице-директора в Министерстве иностранных дел, писал редакционные статьи в кадетской газете "Русские новости", участвовал в "Московском еженедельнике"; в гражданскую войну был членом Крымского правительства барона Врангеля. Сергей Николаевич Трубецкой (1862-1905), старший брат Евгения и Григория, - профессор философии, первый избранный (а не назначенный императором) ректор Московского университета (занимал этот пост в течение 27 дней). Под его редакцией в 1900-1905 гг. выходил журнал "Вопросы философии и психологии".