Жорж Нива
IX. Россия локальная или вселенская?
Розанов, русский "эготист"
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
В какой-нибудь другой стране никогда бы не появился такой писатель, как Василий Розанов. Яростно полемизируя с Розановым в 1893-1894 гг., Владимир Соловьев назвал оппонента "Иудушкой русской мысли". Розанов - антиуниверсалист, антипрогрессист, антиевропеец. Однако мало внести его в славянофильские святцы вместе с Н.Н. Страховым, его учителем и покровителем, или К.Н. Леонтьевым, которым он порой восхищался - впрочем, со значительнейшими оговорками. Розанов так часто противоречит себе, что идеологическая классификация в его случае напрочь лишается смысла. Упомянутая полемика может здесь кое-что прояснить: Соловьев воевал с апологией нетерпимости, данной Розановым в статье "Свобода и вера"; он не мог согласиться с низведением православия до нетерпимости и обскурантизма. Соловьев отказывался от упрямого ухода в себя, который уже в те годы проповедовал Розанов. При этом он не замечал, что вся аргументация Розанова строится на критерии удовольствия - справедливость или истина тут совершенно не при чем. В терпимости-то смака никакого... А в эготизме Розанову равных нет, он здесь непобедим.
Вероятно, несчастливое детство (отец Розанова умер, и осиротевшее семейство быстро дошло почти до нищеты) отчасти объясняет перипетии дальнейшей жизни писателя. Брак с Аполлинарией Сусловой (некогда любовницей Достоевского и моделью "инфернальных" героинь его романов) счастливым не был. Суслова упорно отказывала Розанову в разводе и после того, как он обрел счастье с Варварой Петровной, "бедной и честной" молодой женщиной, родившей ему пятерых дочерей и сына. Преподавательская карьера Розанова тоже не сложилась, и он прозябал, пока в 1892 г. Страхову не удалось выхлопотать для него место в Управлении Государственного контроля. Плебей, антиаристократ и монархист, незаметный чиновник на маленькой должности, Розанов, вероятно, так и остался бы довольно посредственным философом, автором плохо расходившегося опуса "О понимании"(1886), парадоксального и блистательного эссе ""Легенда о Великом Инквизиторе" Ф.М. Достоевского" (1891) и еще двух сочинений в том же роде: "Эстетическое истолкование истории" (1892) и "Место христианства в истории" (1890). Э. Голлербах в посвященной Розанову монографии 1922 г. убедительно продемонстрировал, что молодого эссеиста и философа более всего занимает идея "потенциальности": в мире больше "потенциального", чем "актуального", и острее всего стоит проблема роста, прорастания.
Однако знакомство с А.С.Сувориным и сотрудничество в "Новом времени" превратило никому не известного провинциального педагога в блистательного эссеиста и неутомимого журналиста. Его карьера начинается в 1893 г. и разворачивается с лихорадочной стремительностью: без всякого стеснения выворачивая душу и кривляясь перед публикой, рассуждая о чем угодно по сиюминутной прихоти настроения, Розанов становится вездесущим журналистом-поденщиком. Его сотрудничество в "Мире искусства" и "Вопросах жизни" (благодаря знакомству с Мережковским) делает его одной из заметнейших фигур "нового религиозного сознания". В 1902 г. Перцов издает два сборника статей Розанова -"Природа и история" и "Религия и культура". В 1903 г. появляется "Семейный вопрос в России", в 1904 -"В мире неясного и нерешенного", первые большие произведения, отразившие розановский культ сексуальности. В 1906 г. выходит трактат "Около церковных стен" и переиздается эссе о "Легенде..." Достоевского. Появившийся в 1909 г. труд Розанова "О русской церкви" был встречен современниками с большим интересом, успех выпал и на долю сборника политических статей "Когда начальство ушло" (1910), содержавшего жестокие и точные суждения о первой русской революции. Вслед за книгами 'Темный Лик: Метафизика христианства" и "Люди лунного света" (обе - 1911) выходит работа "Внутренний смысл нашей монархии" (1912). Многие из перечисленных сочинений подвергались духовной цензурой запрещению. Дело в том, что в это время Розанов шел едва ли не на все ради скандала: его излюбленный тезис - святость пола и полового акта, признаваемая в Ветхом Завете и табуированная аскетами-христианами, "людьми лунного света". Розанов предлагал на первые ночи брака оставлять молодоженов в церкви -можно даже в алтаре... Из негодующих откликов своих оппонентов он с ликованием составил несколько сборников - настоящих полемических трактатов, где парадоксы чередуются с возражениями.