Жорж Нива
XIII. Прозаики-нонконформисты
Терц-Синявский, канатный плясун
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
Андрей Синявский позаимствовал свой псевдоним "Абрам Терц" у воришки, героя одесского еврейского фольклора. Ловкие, как у фокусника, приемы карманника, блатной понт, маргинальность перекочевали из жизни в искусство, которое сопротивляется любым определениям и классификациям. На нем лежит отпечаток двойного отцовства, это детище и критика Синявского, и "вора" Терца. В последних интервью Синявский говорил об этом удвоении (двойственности) так, как если бы речь шла о двух разных и совершенно посторонних для него людях.
Синявский последних лет жизни - тихий бородатый близорукий профессор, специалист по иконам, литературе Древней Руси, русскому модернизму. С 1951 по 1965 г. он был научным сотрудником в Отделе советской литературы Института мировой литературы (ИМЛИ). В академической "Истории русской советской литературы" Синявскому принадлежат статьи о Горьком, Э. Багрицком, Хлебникове. Том стихотворений и поэм Б.Л. Пастернака, вышедший в 1965 г. в серии "Библиотека поэта", открывается его вступительной статьей, важной для понимания Пастернака - но и Синявского тоже. В СССР все эти тексты долгое время были недоступны читателям. В Московском университете он занимался в спецсеминаре у В.Д. Дувакина, исследователя творчества Маяковского, и обе книги Синявского "советского периода" несут на себе печать сильного увлечения Маяковским и авангардом. Речь идет о небольшой книжке "Пикассо" (1960; написана совместно с искусствоведом И.Н. Голомштоком) и труде "Поэзия первых лет революции. 1917-1920" (1964; в соавторстве с А.Н. Меньшутиным). Перу Синявского -литературного критика принадлежат многочисленные рецензии, печатавшиеся в 1959-1965 гг. в журнале "Новый мир". В 1974 г. Синявский эмигрировал во Францию и стал преподавать в Сорбонне.
Терц же - прирожденный провокатор, великий осквернитель. Он постоянно бросает вокруг косые взгляды, миг - и он растворился в ночи. Этот литературный персонаж, двойник, сотворенный Синявским, соприроден его судьбе и творческой манере. Подобно тому, как Маяковский выстроил своего лирического героя, который кричит во всю глотку, пророчествует о самом себе, оскверняет все религии и любое культурное наследие, идя рука об руку с автором до самого конца и в стихах, и в жизни (вплоть до самоубийства), Синявский создал себе литературный голос, просачивающийся в малейшие щелки его стиля. Более того, этот голос, этот рупор авторских идей-маргинал; преследуемый еврей, вор с великодушным сердцем -и есть сама проза Синявского. Можно сказать, почти не боясь ошибиться, что он воскрешает мифологему Робин Гуда, благородного разбойника. Терц-двойник - это, с одной стороны, проявление своеобразного "косоглазия" Синявского, который видит мир одновременно в классической перспективе и в фантастическом преломлении , с другой - очередное воплощение романтического поэта, прошедшего "маяковскую" школу эпатажа. У Синявского эта литературная гиперболизация собственного "я" перекочевала в прозу -или, скорее, проза стала разновидностью непомерно разросшегося "я". "Я" ребенка, растущего в пору "сталинской ночи", вдохновило Синявского на первые фантастические рассказы (они нелегально переправлялись за границу и с 1959 г. выходили в Париже под псевдонимом Абрам Терц) и на последнее произведение "Спокойной ночи" (1984). При этом Синявский безжалостно обличает традиционно русское преувеличение роли писателя, его "жажду служения". В "книге наоборот" о Гоголе (повествование начинается смертью героя и движется к началу, к истокам его творчества) Синявский подробно разбирает "случай Гоголя", который "мечтал о книге, от чтения которой мир засиял бы совершенством, а на обновленной земле возникло бы вечное человечество, избавленное от греха". Поставив диагноз - "русская болезнь Великого Замысла" , он уточняет: "Мы из того же теста", "с детства мы чувствуем эту жажду служения" и "забираем себе в голову стать писателями, испытав шок от безумной сцены, изображенной на почтовой открытке: Гоголь сжигает "Мертвые души"..." Конечно, юный идеалист-комсомолец Синявский также перегорел в этом очистительном пламени. Герои его первых произведений, к примеру молодой Леонид Тихомиров, он же "Верховное Главнокомандующее Лицо" (из гротескного города Любимова в одноименной повести), -чудотворцы не по собственной воле. Да и сам писатель Синявский-Терц, двуликий, как Янус, тоже страстно желал принести себя в жертву, пренебречь собой, забывая о Власти и ее слугах, с пьяным упорством подчеркивая гиперболические мотивы в своих ранних фантастических притчах. Так продолжалось до тех пор, пока 8 сентября 1965 г. он не был арестован, затем (10-14 февраля 1966 г.) судим по обвинению в "литературном преступлении" и "стилистической антисоветской диверсии". Теперь Синявский увидел, с какой поразительной точностью действительность подражает художественному вымыслу... Потом был лагерь, встреча одинокого голоса автора с многоголосым хором других зэков, "общих прав", разных национальностей, тюремного фольклора. Это и было принесение себя в жертву Делу, о чем пылко мечтала вся русская литература от Гоголя до Толстого и сурового Федора Гладкова, автора романа "Цемент". Случай Синявского отличается от прочих лишь тем, что Дело здесь - не что-то внешнее (Православие, Народ, Царство Божие или построение Коммунизма), но внутреннее, эндогенное автору: это сам писатель в своей писательской функции.