Жорж Нива
XIV. Русские изгнанники
Бесстрашная Берберова
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
"Я не скала, а река. Те, кто думают, что я скала, обманываются во мне, если только я сама их не обманываю, притворяясь скалой". Существеннейшая проблема книги "Курсив мой" - сама Нина Берберова. Вообще-то говоря, она всё выделяет курсивом: всё исправлено и дополнено ее сильной и гибкой личностью. Чертовски женственная, отчаянная, привлекательная и в то же время жесткая, сухая, ведущая себя по-мужски-такова она в глазах многих, особенно тех, кого безжалостно бросала. Все в первой русской эмиграции, перебивавшейся кое-как, были в той или иной степени в нее влюблены, за исключением Георгия Иванова (впрочем, и он незадолго до отъезда Берберовой в Америку в 1950 г. избрал ее своей конфиденткой, а затем прислал ей очень нежное письмо). Значительная часть "Курсива..." рассказывает о совместной жизни Берберовой и замечательного поэта Владислава Ходасевича - саркастического умницы, певца литоты, привившего, по его собственным словам, "классическую розу к советскому дичку". Они прожили вместе десять лет (с 1922 по 1932 г.): сначала в Петрограде, в Доме Искусств, бывшем особняке Елисеева, реквизированном советской властью, затем в Берлине, потом у Горького в Сорренто и, наконец, в Париже. Время независимости наступило для Нины Берберовой в начале тридцатых годов. Тогда Ходасевич работал над книгой о Державине - "поэтической биологией", где исследовалось превращение человека действия в волшебника слова. Ходасевич по своему обыкновению отправился вечером в кафе "Мюрат" к воротам Отёй играть в бридж, а молодая поэтесса взяла два чемодана, два ящика с книгами и перебралась в гостиницу. Если уходить, то "надо это сделать как можно скорее, не ждать слишком долго, потому что я хотела уйти ни к кому, а если эта жизнь будет продолжаться, но наступит день, когда я уйду к кому-нибудь, и это будет во много раз тяжелее". Об этом "ком-нибудь", о своем новом спутнике, чье имя скрыто за инициалами Н.В.М. (это художник Макеев), она пишет: "Нужным и драгоценным для меня было тогда <...> делаться из суховатой, деловитой, холодноватой, спокойной, независимой и разумной-теплой, влажной, потрясенной, зависимой и безумной. В нем для меня и во мне для него собралось в фокус все, чего нам не хватало до этого в других сближениях". И с этим человеком было прожито десять лет, и всё вновь повторилось: стремление к независимости, борьба, победа.
Нина Берберова несколько раз переделывала свою жизнь с восхитительным упорством и энергией, но ее автобиография не вполне объясняет, чем она при этом руководствовалась. Не то чтобы ей мешала застенчивость, но она, как театральная актриса, лепит свой образ, строит себя как героиню собственной прозы. Она помещает себя в центре галереи, по которой проходит вся эмиграция. В "Курсиве..." приведены отрывки из писем Бунина к Берберовой, в том числе одобрительный отзыв о ее повести "Аккомпаниаторша" (впрочем, Бунину понадобилось две недели, чтобы прочесть это произведение, хотя на это нужен от силы час): "<...> ах, какой молодец, ах, как выросла, расцвела, окрепла! Дай Бог и еще расти - и, чур, не зазнаваться!"