Жорж Нива
XIV. Русские изгнанники
"Тринадцатое колено"
//Ж.Нива Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе.
М.: Издательство "Высшая школа". 1999
Русские кладбища за границей в последние годы притягивают множество приезжих из бывшего Советского Союза. Некрополь в Сент-Женевьев-де-Буа стал местом обязательного паломничества. Взглянуть на надгробия генерала Юденича, Мережковского и Зинаиды Гиппиус, Бунина и его жены, поклониться могилам Сергея Лифаря, барона Врангеля, поздороваться с Виктором Некрасовым, прах которого покоится в усыпальнице "семьи друзей", и, быть может, прошептать его скороговорку-заклинание: "Саперлипопетт!" -значит прикоснуться к миру художников, писателей, артистов, военных, которые страдали, пережили изгнание, жестоко спорили друг с другом, но теперь мирно покоятся под сенью православных могильных крестов. Этот мир существует и в наши дни, сохраняя прежние религиозные разногласия (по епархиальной принадлежности храмы, причт и прихожане делятся на "московские", "зарубежные" и "экуменические", находящиеся в ведении Константинопольской патриархии), молодежные движения, разбросанные по Франции православные храмы и часовни, благотворительные ярмарки, еженедельные периодические издания (в том числе газету "Русская мысль", которую некоторые склонны считать сильно "окатоличенной", чуть ли не троянским конем в лагере православных). Мало сказать, что этот мир настоящей, "идеологической" русской эмиграции (новая, американская - почти исключительно экономическая, аргентинская - крошечная, замкнувшаяся в узком монархизме, смахивающем на фашизм) только завораживает Россию-метрополию, которая ищет сейчас новый путь. Более тою: ей кажется, что эмиграция прячет ключ к тайне выживания, и метрополия хочет его отобрать. Президент Ельцин, посетивший Францию с государственным визитом в феврале 1992 г., не стал ужинать с первыми лицами государства в Версале, как того требует этикет, зато принял у себя русских эмигрантов. Этот вечер стал настоящим праздником встречи. Ельцин сделал удивительный жест - попросил у эмиграции прощения за все, что ей пришлось вытерпеть от родины-мачехи...
Еще недавно советские книги об эмиграции тщательно отделяли зерна от плевел. Были, мол, те, у кого Родина не выходила из мыслей, кто страдал от ностальгии, - и это были "наши"; другие, непримиримые враги, оставались бесчувственными к "дыму отечества". "Ностальгия", -повторял Андрей Тарковский в своем предпоследнем фильме, и на руинах античного храма в Италии появлялась русская избушка, окутанная туманом родной страны и печальных воспоминаний режиссера. До сих пор метрополия обращалась к диаспоре с главным вопросом: "Когда вы вернетесь?" И возвращались (Куприн), и едва не возвращались (Бунин), и забирали советский паспорт, но не ехали (Вадим Андреев); только сейчас Россия с трудом начинает привыкать к тому, что ее дети могут жить вдали от нее. Некоторые эмигранты едут назад (Ирина Одоевцева, последний осколок старой эмиграции, скончалась в Ленинграде-еще не в Петербурге; Саша Соколов вернулся было, но снова отбыл в Канаду; поэт Юрий Кублановский возвратился на самом деле). И отношение к эмиграции не перестает быть эмоциональным. Столько русских бежали из России, ненавидели ее...