Л. Геллер (Лозанна)
Эрос и советская научная фантастика
ОДНА ИЛИ ДВЕ РУССКИХ ЛИТЕРАТУРЫ?(Сб.) --- Lausanne, Ed. L'Age d'Homme, 1981
За последние годы научная фантастика (НФ) стала модным жанром и у читателей, и у литературоведов. Она - интересное и, по-видимому, важное явление в современной литературе. В принципе, ей свойственна гораздо большая, чем в других жанрах, умозрительность. Она берет идеи, гипотезы, проблемы, - и рассматривает их в специально созданных, логически "очищенных" лабораторных условиях. От этого проблемы нередко упрощаются, зато становятся более рельефными, более отчетливыми.
Часть вопросов, поставленных НФ, имеет узкожанровое значение. Но многие таковы, что, изучив их по очереди в лабораторном укрупнении, можно получить представление о том, чем живет вся литература.
Здесь мне хотелось бы показать отражение в советской НФ темы пола, которая до сих пор имела удивительно мало успеха у исследователей русской литературы. Удивительно мало - несмотря на то, что тема эта традиционно одна из важнейших для русских писателей. У нее множество воплощений. Всегда живая в народном творчестве, она вошла в изящную словесность с XVIII века. В этой связи можно говорить и об эротической поэзии школьного барокко, классицизма, Державина, Пушкина, и о социальных трактатах Белинского, Чернышевского, Герцена. Болезненный интерес к полу питали и Достоевский и Толстой. О вопросах пола много думал Вл. Соловьев, написавший книгу о "Смысле любви". Вокруг проблем пола вращалось все творчество В. Розанова. А дальше - символисты с их туманно-восторженным, мистическим эротизмом, декадентство, скандалы по поводу книг Арцыбашева, Сологуба и т.д.
После революции интерес к Эросу не уменьшился, эротика есть и в орнаментальной прозе серапионов, Пильняка, Бабеля, и у пролетарских писателей, в лирике Ахматовой, Маяковского, Пастернака, в гротеске обериутов. . . И после долгого вынужденного перерыва в новой советской неподдензурной литературе снова звучат эротические мотивы.
Но все это - материал для многих монографий, огромная тема. Я коснусь лишь краешка ее, не вдаваясь в тонкости, принимая в самом широком смысле термин "научная фантастика" и не пытаясь определить точное содержание понятий "эрос", "сексуальность", "вопросы пола" и пр.
После социально-политического переворота в России намечался и переворот сексуальный. В этом смысле русская революция продолжала славную традицию: все преобразователи общества -и теоретики-утописты, начиная с Платона и кончая Кабе и Уэллсом, и практики-революционеры от средневековых хилиастов до французских якобинцев, - все они сильно тревожились о вопросах пола. В советской России ожидалось отмирание всех буржуазных институтов - в том числе и семьи. Буржуазно-религиозная мораль отвергалась во всех сферах жизни. За свободную любовь, не щадя сил, боролась Александра Коллонтай, тогдашний нарком и крупная партийная деятельница. О сомнительных победах новой морали рассказывали книги Пантелеймона Романова, Сергея Малашкина, Николая Никитина и др. Дискуссии велись повсюду и длились довольно долго. Об атмосфере, царившей еще в 1934 г., красноречиво говорит афиша о пьесе И. Спасского "Любовь и брак". Афишу можно было видеть на стене рабочего клуба в Москве: "Пьеса затрагивает вопросы современного быта, семейных и половых отношений. Пьеса говорит о нравственности поведения честного гражданина, а также рисует картины тяжелых последствий разврата" (1).