Светлана Сметанина
Не называйте ее феминисткой
Russia Now в The Washington Post (США) 28.04.2010
Если русскую женщину назвать феминисткой, она, скорее всего, обидится или, по крайней мере, начнет оправдываться. Что поделаешь - феминизм в западном понимании так и не сумел пустить корни на русской почве. Те женщины, которые открыто называют себя феминистками, у большинства населения вызывают в лучшем случае жалость - дескать, личная жизнь не сложилась, вот и мстит мужикам за свои обиды.
На взгляд западного наблюдателя, Россия производит впечатление абсолютно мужской страны. Кажется, что здесь все решают мужчины, которые все время суетятся, шумят, а главное - постоянно соревнуются друг с другом, кто из них круче. Но придите домой к такому "мачо" и вы будет буквально поражены тем, насколько послушно, если не сказать подобострастно, он ведет себя со своей женой. "Да, дорогая. Конечно, дорогая. Как скажешь, дорогая", - в 8 случаях из 10 картина будет именно такой.
Кстати, иностранные путешественники зачастую обращали внимание именно на внешнюю сторону отношений между мужчиной и женщиной (домой их, по-видимому, не приглашали). Путешествуя по России в 16-17 веках, они в своих записках писали о тяжелом положении русских женщин - и не развиты они, и забиты, потому что держат их закрытыми в теремах за высоким забором жестокие мужья. В общем, ужас.
Между тем, князь древней Руси Владимир Мономах писал в своем наставлении сыновьям: "Жену любите, но власти ей над собой не давайте". Видимо, и для княжеских отпрысков проблема оказаться под каблуком у жены была уже тогда довольно актуальна.
Правда, иностранные наблюдатели тоже были разные. Знаменитый итальянский авантюрист Казанова, который в силу своей натуры близко общался с женщинами в разных странах, так писал о России 18 века: "Кажется, что Россия есть страна, где полы перепутались. Женщины управляют, женщины председательствую в ученых обществах, женщины участвуют в администрации и дипломатии. Не достает лишь одного этой стране, одной лишь привилегии этим красавицам - быть во главе войска".
Конечно, идеи борьбы за равноправие женщин не обошли стороной и Россию. Во второй половине 19 века они проникли сюда из Европы вместе с набирающим силу революционным движением. Революционеры открыто заявляли, что женский вопрос для них один из важнейших и возможно, именно поэтому в русской революции участвовало так много женщин.
А уж после прихода к власти большевиков женщинам и вовсе дали зеленый свет. Как заявил Владимир Ленин, "каждая кухарка сможет управлять государством". Конечно, вождь пролетариата имел в виду, что к власти придут представители самых забитых слоев населения. Но сказал он все-таки "кухарка" (в смысле женщина), а не "повар" (в смысле мужчина). В СССР не существовало дискриминации по половому признаку - женский труд оплачивался так же, как и мужской. А чтобы "вырвавшаяся на волю" работающая женщина не забросила свои семейные обязанности, государство гарантировало ей множество социальных льгот - и длительные оплачиваемые декретные отпуска, и детские пособия. Кстати, такого рода "отголоски" социализма живы до сих пор. По данным недавнего отчета Всемирного банка "Женщины, бизнес и закон - 2010", женщины в России обладают большей социально-экономической и трудовой защищенностью, чем во многих странах Европы и США. К примеру, оплачиваемый декретный отпуск составляет здесь 140 дней, а неоплачиваемый - 540 дней.
Поэтому когда русским женщинам предлагают бороться за свои права, они искренне не понимают, о чем речь, поскольку ни в чем не чувствуют себя ущемленными по сравнению с мужчинами. А самая "любимая" претензия русских женщин к местным мужчинам - почему они такие слабые. "Ну не осталось сегодня сильных мужиков, все приходится тащить на себе", - любит поплакаться при случае какая-нибудь успешная businesswomen. Но я вас уверяю, если какой-нибудь доверчивый мужчина примет эти жалобы на веру и попробует поруководить этой несчастной, она быстро поставит его на место.
Причем такая ситуация сложилась не вчера. Россия всегда была страной сильных женщин. Можно почитать хотя бы русские сказки, довольно точно отражающие некоторые особенности национального характера. Главная героиня Василиса Премудрая во всем помогает и часто спасает от верной гибели своего любимого, которого зовут Иванушка-дурачок. И русская литература вся на эту тему: пока слабый мужчина мечется и не знает, что ему делать и как поступить, женщина сама берет ответственность за свою судьбу.
А что касается феминизма . Ирину Хакамаду недавно спросили, как она относится к феминизму. Одна из самых известных и успешных российских женщин ответила так: "Я постфеминистка. Когда женщина не борется за свои права, никому ничего не доказывает, а мужчины для нее - для радости. Как супермашина, как красивые часы. Потому что все остальное - заработать деньги, родить и воспитать детей она может сама".
Конечно, сравнение значения мужчин в жизни женщины с машиной или часами выглядит несколько обидно для первых. Но может, именно это и есть высшая точка феминизма - как женской независимости - пусть они просто радуют нас, а все остальное мы сделаем сами.