В настоящее время французское право в отношении предоставления гражданства, если мы сравним его с правом, которое существует в других странах, отличается открытостью в том, что касается сохранения французского гражданства за границей. В том же, что касается натурализации, нужно проводить различие между законом и практикой. То есть формально закон очень открытый, но практически очень трудно получить соответствующие документы. Я думаю, что в России вы знаете, что такое бюрократия, как сложно преодолеть бюрократическое сопротивление и как трудно иногда применяется на практике закон.
Но существует область, в которой мы исторически очень открыты, я думаю, что это вам очень интересно, -это проблема так называемого двойного гражданства. Франция всегда была очень терпима в отношении предоставления двойного гражданства. Прежде всего в отношении двойного гражданства иностранцу, который проживает во Франции и хочет получить французское гражданство, - мы никогда не требуем от этого человека, чтобы он потерял свое первоначальное гражданство: он его сохраняет.
Почему такой либерализм в этой области? Дело в том, что Франция не хотела зависеть от иностранного государства, решая вопрос о том, кому предоставить
гражданство, то есть если, например, русский подданный, живущий во Франции, хочет получить французское гражданство, при этом, если он станет французом, он автоматически лишается российского гражданства, что означает косвенную зависимость французского правительства от российского. То есть мы делаем то, что мы хотим. Если мы хотим принять к себе этого русского, мы не хотим, чтобы это зависело каким-то образом от решений, принимаемых российскими властями. Но существует еще одна причина - это как бы меня возвращает к тому фильму, который мы просмотрели. Опыт показывает, что либеральное отношение к двойному гражданству лишает желания сохранить это гражданство через одно или два поколения. Ребенок, может быть, болгарином, португальцем, французом, неужели они будут специально что-то делать, чтобы получить болгарское или португальское гражданство? Я не думаю. Я лично -внук поляка и украинки. Я совершенно не обращал на это внимания. Может быть, я мог бы претендовать на польское или украинское гражданство, но прежде всего я, во-первых, не говорю ни на том, ни на другом языке, и потом меня вполне достаточно удовлетворяет мое французское гражданство.
Поэтому люди, которые воспитаны в традициях страны, которые родились в этой стране, естественно, они считают себя гражданами этой страны. Если их особенно не достают различными запретами, то они просто забывают о том, что у них было право требовать паспорт другой страны, другого государства. Если им говорят: у вас нет права иметь двойное гражданство и т.д., то, значит, человек говорит: ага, мне хотят помешать что-то сделать, и тогда, может быть, он и решится это сделать.
Я думаю, что в России - это то же самое, в одной и той же семье родившиеся от русских родителей становятся автоматически русскими, но сами взаимоотношения со страной, жизнь социальная - это очень важно, поэтому нужно отличать право на получение гражданства и самоощущение человека, то есть ощущение его принадлежности к тому или иному этносу - вот это ощущение может даже в семье меняться, и это уже не зависит от правил предоставления гражданства, понимаете, это самоощущение человека, потому что правила - они основаны на необходимости возобновления населения, которое ощущает государство, в необходимости для государства иметь более или менее однородное население по национальному составу. А для человека речь идет о сохранении связи с родиной, особенно если он уезжает за границу.