Россия - Запад

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Россия - Запад » ЭТНОЛОГИЯ » Патрик Вейль - Гражданство и национальность


Патрик Вейль - Гражданство и национальность

Сообщений 1 страница 11 из 11

1


Патрик Вейль


Гражданство и национальность

(Лекция, прочитанная во Французском культурном центре в Москве)

«Вестник Европы» 2005, №15

От редакции

По приглашению Французского культурного центра при Посольстве Франции в России Москву посетил Патрик Вейль, ведущий научный сотрудник Государст­венного центра научных исследований Франции, про­фессор Центра социальной истории XX века (Сорбон­на). П. Вейль - эксперт по вопросам иммиграции, наци­ональности и гражданства во Франции, автор ряда исследований по этому кругу проблем (в т.ч. «Фран­ция и ее иностранцы» (1995), «Национальность и гражданство» (1999), «От Шенгена к Амстердаму» (1999), «Что значит быть французом: история фран­цузской национальности начиная от революции 1789 года» (2002). Он входит в состав Комиссии по вопро­сам строительства светского общества при прави­тельстве Франции.

Во Французском культурном центре состоялась его лекция по актуальной теме «ГРАЖДАНСТВО И НА­ЦИОНАЛЬНОСТЬ во французской, немецкой и россий­ской культурной традициях». Что значить быть гражданином Франции, России и Германии? Что зна­чит гражданство по «принципу крови» и «по терри­тории»? Эти и другие вопросы старался осветить ав­тор. Лекция предварялась показом фильма «От отца к сыну. Франция и ее иностранцы», иллюстрирующего французскую практику, связанную с проблемами наци­ональности, на примерах судеб ее иммигрантов из Болгарии, Марокко, Алжира и др. стран (ссылки на этот фильм содержатся в тексте). Текст лекции проф. Вейля любезно предоставлен дирекцией Фран­цузского культурного центра в России и публикуется с небольшими сокращениями.

0

2

Фильм, который вы только что просмотрели, - это часть документального сериала, работая над которым, мы взяли много интервью у людей, приехавших во Францию в результате нескольких волн эмиграции. В фильме идет речь о португальцах, армянах, вьетнамцах, малийцах, алжирцах, марокканцах, испанцах - огром­ном количестве людей самых различных национально­стей. И, как вы убедились, просмотрев этот фильм, су­ществует также очень большое разнообразие относи­тельно того, как эмигранты и их дети ощущают себя французами или не ощущают себя французами, полу­чив французскую национальность. Когда я говорю на­циональность, я вкладываю в это не тот смысл в кото­ром употребляют это слово в России, - они получили подданство, не национальность, а подданство (граж­данство). Они стали французскими подданными и в от­ношении своих детей, хотя для кого-то из них есть воз­можность иметь для ребенка три подданства: скажем, болгарское, португальское и французское.

Далее я вам расскажу о том, о чем говорится в мо­ей книге, озаглавленной «Что значит быть французом». Это история французского гражданства, начиная с Вели­кой французской революции. Я написал эту книгу, кото­рая заняла у меня восемь лет жизни, восемь лет работы, потому что хотел показать, что у нас во Франции суще­ствует связь между принадлежностью к нации-государ­ству и национальной самоидентификацией и мы откры­ты к принятию новых иностранцев. Что же касается юридических правил эмиграции во Францию, то здесь возникает противоречие между открытостью француз­ского общества и юридическими формальностями.

0

3

Такого рода противоречие привело к тому, что, скажем, в Германии, где принадлежность к нации счита­ется этническим показателем и где дается статус граж­данина, который основан уже на кровном родстве, - это называется афиллиацией по терминологии римского права. Здесь же можно провести сравнение с Россией, потому что по российскому праву гражданство основы­вается на родственных связях, на чисто этнических признаках, как и в Германии. Таким образом, ни Герма­ния, ни Россия, а именно Франция изобрела то, что на­зывается «правом крови», и ввела это право в юриди­ческие нормы. Именно Франция, у которой еще в граж­данском кодексе Наполеона (1803 г.) присутствуют эти юридические тонкости, впоследствии принятые боль­шинством европейских стран: в 1811 г. Австрией, в 1842 г. Пруссией и, наконец, в 1864 г. Россией - все они брали в качестве примера наполеоновский граждан­ский кодекс для определения понятия гражданства.

Как объяснить, что во Франции, тем не менее, су­ществует, в отличие от этнической, немецкой или рос­сийской модели, стремление и утверждению открытого общества, хотя именно Франция в 1803 г. создала прин­цип предоставления гражданства по принципу кровно­го родства?

В современном мире существуют два основных юридических критерия предоставления гражданства. В соответствии с первым, лицо, родившееся на террито­рии государства, автоматически становится граждани­ном этого государства, согласно месту рождения («пра­во почвы»). Согласно второму, гражданином становит­ся лицо, родившееся от гражданина или гражданки государства - лиц, уже имеющих гражданство, - это «право крови». Существуют еще два дополнительных критерия: право на получение гражданства, основан­ное на проживании в течение определенного времени, и право предоставления гражданства, основанное на брачных узах.

Исключение было сделано для детей, родившихся во Франции от иностранного отца, они были признаны иностранцами, но затем депутаты французского парла­мента, которые представляют приграничные регионы, стали требовать возврата к предоставлению гражданст­ва для лиц, проживающих в определенной местности. Почему? Потому что, не имея гражданства, они не идут в армию, находят отличные рабочие места и женятся на самых красивых девушках. По этому вопросу шла дли­тельная борьба, но в конце концов в 1889 г. гражданст­во стало предоставляться по принципу проживания, по принципу территории.

Таким образом, получается, что если во Франции рождается ребенок от двух русских родителей и он за­хочет стать по достижении совершеннолетия францу­зом - он может им стать. Если нет, то он может отка­заться от этой национальности. Но если родители его уже родились во Франции, в любом случае, даже если он не хочет этого, он с рождения француз.

0

4

Новый этап во французском праве по поводу гражданской принадлежности (национальности) - это 1927 г. после Первой мировой войны, за которую Франция расплатилась сотнями тысяч убитых и ране­ных. И поскольку необходимо было увеличить числен­ность населения, парламент проголосовал за Закон о натурализации. И если раньше пороговая величина для того, чтобы человек мог считаться французским гражданином составляла десять лет, в соответствии с этим законом порог опускался до трех лет. В тот мо­мент во Франции было очень много эмигрантов, в част­ности русских, которые приехали после Октябрьской революции, и это снижение срока позволило им всем стать французами. Это оказало существенное влияние на общую обстановку, и сегодня структура фран­цузского законодательства остается, за небольшими исключениями, практически той же самой, что и в 1927 г., но практика получения гражданства стано-вится проще.

Что же происходит с Германией и Россией?

Германия до 2000 г. сохраняла исключительность механизма афиллиирования как один из способов при­своения гражданства при рождении, то есть продолжа­ет существовать некое этническое видение нации, на­циональности соответственно, и это даже иногда свя­зывают с идеями нацизма и со страшным опытом, который Германия навязала всей Европе, начиная с на­чала 30-х годов и до 1945 г.

Так ли это и почему это случилось? Германия, как и Россия, и совсем не так, как Франция, - это страны, ко­торые имеют много соотечественников за границей, и их парламентарии интересуются их положением и жиз­нью, потому что они не только граждане, но и избирате­ли. К тому же, конечно же, интересно присутствие стра­ны распространить и на территории, где живут соотече­ственники. В недавнем прошлом Германия, как и Россия, не имела стабильных границ (например, Поль­ша была поделена между Россией и Германией). А ког­да вы говорите о праве на гражданство на основании территории проживания, то здесь необходима стабиль­ность границ и территорий для того, чтобы гражданство не могло оспариваться.

0

5

Поэтому я сказал бы так: право на гражданство ав­тономно по отношению к национальной принадлежно­сти. Это продукт перекрещивания двух факторов: пер­вый фактор - это юридическая традиция, правовая тра­диция, и здесь с 19-го века имеется французская основа, которая экспортировалась и в Германию, и в Россию, - это «право крови» и феодальная традиция, которая еще осталась в Великобритании и экспортиро­валась во все Британские колонии и доминионы, а так­же и в Соединенные Штаты Америки. И второй фактор

-  когда страна имеет эмигрантов-соотечественников, то
афиллиация - это необходимо, таким образом, сохра­
няются связи с эмигрировавшими соотечественниками.
Если же есть иммигранты, в Соединенных Штатах на­
пример, то получение гражданства по «праву почвы» -
территории - это очень хорошо, потому что сразу дети
получают право на гражданство. Гораздо более слож­
ные проблемы возникают, когда в «стране иммиграции»
действует «право крови», потому что ни одна страна не
может принимать на своей территории поколение за
поколением людей, которые в социальном плане не мо­
гут быстро адаптироваться.

Обращаясь к истории французского права, нельзя не заметить, что на каждом этапе развития этого права

-  1903, 1927, 1929 гг. - открытость права для большин­
ства французов или иностранцев, которые проживали
во Франции, выразилась в целом ряде ограничений для
самих французов. Вот примеры: в 1903 г. освобожде­
ние гражданских прав французов по отношению к госу­
дарству повлекло за собой сокращение прав женщин,
потому что фамилия передавалась только по отцу. До
1903 года иностранка могла натурализоваться во Фран­
ции, то есть получить гражданство. Иностранец, кото­
рый женился на француженке, сразу становился фран­
цузом. А вот с 1903 г. иностранка-женщина не могла
больше получить гражданство, и женщина брала граж­
данство своего мужа, если муж был иностранец. Если
иностранка выходила замуж за француза, она станови­
лась француженкой, но если француженка выходила
замуж за иностранца - она становилась иностранкой, и
эта система была скопирована всеми юридическими,
всеми  правовыми  системами  мира. Таким  образом,
Франция «забрала» к себе Марию Склодовска-Кюри - у
нее раньше было российское гражданство.

0

6

Мария Склодовска родилась в Польше, но это бы­ла российская часть Польши, и у нее было российское гражданство, но она вышла замуж за Пьера Кюри, и, как только она это сделала, она потеряла свое российское гражданство  и  стала француженкой.  Но  поскольку

Франция - это страна иммигрантов, гораздо больше мужчин приезжает работать во Францию, чем женщин, и поскольку очень много мужчин погибло на Первой мировой войне, много француженок выходили замуж за иностранцев и теряли свое гражданство. Францу­женка должна была идти в префектуру и регистриро­ваться как иностранка, и если она преподавала в школе или, например, работала почтальоном - она теряла свою работу. Она не имела права на развод, если, на­пример, выходила замуж за итальянца, поскольку в Ита­лии нельзя разводиться. И должна была следовать за своим мужем, например, в Китай и в другие очень дале­кие страны, становясь китаянкой по закону, и там вдруг она понимала, что у ее мужа уже есть жена - китаянка, которая ждала его там. И когда она в Пекине приходи­ла в консульство, ей отвечали: вы - китаянка, мы с этим ничего не можем поделать, мы не можем вас защитить.

Ситуация была очень драматическая с точки зре­ния прав человека и личности, и французские демогра­фы очень возмущались, потому что мы теряли женщин, которые становились иностранками, - поэтому в 1927 г. был принят закон, согласно которому женщина получа­ет независимость, что касается гражданства, когда она выходит замуж за иностранца.

Вторая дискриминация - это когда мы начали пре­доставлять гражданство по территории проживания, но Франция (ее европейские земли) - это одна территория Франции, но есть еще и Алжир, который был территори­ей Франции, а с 1848 г. в абсолютном владении Фран­ции. Все дети, которые рождались в Алжире от отца, ро­дившегося в Алжире, с 1929-го становились француза­ми, если они не мусульмане, поскольку в этом случае они приравнивались к тем, кто жил в Алжире до фран­цузского завоевания и на них распространялось специ­альное законодательство.

0

7

Иногда говорят, что они этого просто не хотели, потому что Коран противоположен по своим принци­пам гражданскому кодексу Франции, - это так, но очень многие из них были готовы отказаться от положений Корана, которые противоречили гражданскому кодексу Франции, так, в частности, поступали многие женщины. Возможно, что Франция сегодня расплачивается за свою политику, поскольку в Алжире были провозглаше­ны принципы республики, то есть свобода, равенство, братство, но сама она не соблюдала эти принципы там.

После 1927 г. открытое право на получение граж­данства Франции прошло через три довольно серьез­ных кризиса. Самый тяжелый - это кризис в эпоху пра­вительства Виши, то есть 1940-1944 гг. По модели на-

цистского закона 1933 года все натурализации, кото­рые произошли до того момента, были отменены и пе­ресмотрены для того, чтобы исключить оттуда евреев и целую часть других народностей, затем последовали депортация и убийства. И пришлось очень долго бо­роться за то, чтобы в 1945 г. отменить это законода­тельство, после чего начался новый, так называемый американский, кризис - борьба за введение квот для иностранцев, но это не удалось, потому что невозмож­но было разделять эмигрантов по стране их происхож­дения.

Последний кризис, который до сих пор еще длит­ся, - это алжирский кризис французского гражданства. С самого начала колонизации большая часть эмиграции, которая после войны приехала во Францию, - это были эмигранты из Алжира и из стран, колонизованных Францией, - из Черной и Южной Африки. В 1974 и 1998 гг. предпринимались попытки насильственной депорта­ции этих людей из Франции, даже Жискар д'Эстен этим отличался, но это закончилось тем, в конце концов, что сегодня уже никто не оспаривает право детей, родив­шихся во Франции от иностранных родителей, какая бы ни была первоначально национальность этих родите­лей, стать французом в полном смысле этого слова.

0

8

В настоящее время французское право в отноше­нии предоставления гражданства, если мы сравним его с правом, которое существует в других странах, отлича­ется открытостью в том, что касается сохранения фран­цузского гражданства за границей. В том же, что каса­ется натурализации, нужно проводить различие между законом и практикой. То есть формально закон очень открытый, но практически очень трудно получить соот­ветствующие документы. Я думаю, что в России вы зна­ете, что такое бюрократия, как сложно преодолеть бю­рократическое сопротивление и как трудно иногда при­меняется на практике закон.

    Но существует область, в которой мы исторически очень открыты, я думаю, что это вам очень интересно, -это проблема так называемого двойного гражданства. Франция всегда была очень терпима в отношении пре­доставления двойного гражданства. Прежде всего в от­ношении двойного гражданства иностранцу, который проживает во Франции и хочет получить французское гражданство, - мы никогда не требуем от этого челове­ка, чтобы он потерял свое первоначальное гражданст­во: он его сохраняет.

    Почему такой либерализм в этой области? Дело в том, что Франция не хотела зависеть от иностранного государства, решая вопрос о том, кому предоставить

    гражданство, то есть если, например, русский поддан­ный, живущий во Франции, хочет получить французское гражданство, при этом, если он станет французом, он автоматически лишается российского гражданства, что означает косвенную зависимость французского прави­тельства от российского. То есть мы делаем то, что мы хотим. Если мы хотим принять к себе этого русского, мы не хотим, чтобы это зависело каким-то образом от ре­шений, принимаемых российскими властями. Но суще­ствует еще одна причина - это как бы меня возвращает к тому фильму, который мы просмотрели. Опыт показы­вает, что либеральное отношение к двойному граждан­ству лишает желания сохранить это гражданство через одно или два поколения. Ребенок, может быть, болга­рином, португальцем, французом, неужели они будут специально что-то делать, чтобы получить болгарское или португальское гражданство? Я не думаю. Я лично -внук поляка и украинки. Я совершенно не обращал на это внимания. Может быть, я мог бы претендовать на польское или украинское гражданство, но прежде все­го я, во-первых, не говорю ни на том, ни на другом язы­ке, и потом меня вполне достаточно удовлетворяет мое французское гражданство.

    Поэтому люди, которые воспитаны в традициях страны, которые родились в этой стране, естественно, они считают себя гражданами этой страны. Если их осо­бенно не достают различными запретами, то они просто забывают о том, что у них было право требовать пас­порт другой страны, другого государства. Если им гово­рят: у вас нет права иметь двойное гражданство и т.д., то, значит, человек говорит: ага, мне хотят помешать что-то сделать, и тогда, может быть, он и решится это сделать.

    Я думаю, что в России - это то же самое, в одной и той же семье родившиеся от русских родителей стано­вятся автоматически русскими, но сами взаимоотноше­ния со страной, жизнь социальная - это очень важно, поэтому нужно отличать право на получение граждан­ства и самоощущение человека, то есть ощущение его принадлежности к тому или иному этносу - вот это ощущение может даже в семье меняться, и это уже не зависит от правил предоставления гражданства, пони­маете, это самоощущение человека, потому что правила - они основаны на необходимости возобновления на­селения, которое ощущает государство, в необходимос­ти для государства иметь более или менее однородное население по национальному составу. А для человека речь идет о сохранении связи с родиной, особенно ес­ли он уезжает за границу.

0

9

can any one tell me the topic in English please??

0

10

jessicasmith,

Use a translator.
A lot of them on the Internet.)))

0

11

Ситуация была очень драматическая с точки зре­ния прав человека и личности, и французские демогра­фы очень возмущались,

0


Вы здесь » Россия - Запад » ЭТНОЛОГИЯ » Патрик Вейль - Гражданство и национальность